Powered By Blogger

воскресенье, 9 января 2011 г.

Формула УНФ

 ТАГИЛЬСКИЙ   РАБОЧИЙ,   №  174 (17905),   Вторник,  12  сентября   1989 года. 2-я  страницаТочка    зрения   

     Формула     УНФ

     Когда 26 августа на конференции в ДК  имени Свердлова у заведующего идеологическим отделом Свердловского горкома партии С.Н.Стародубцева  неформалы спросили, как он относится к перспективе регистрации историко-культурного объединения «Отечество»  и  Уральского народного фронта, Сергей Николаевич ответил:
- Я бы давно вас зарегистрировал. Давно бы дал трибуну Демократическому союзу, чтобы у народа была возможность разобраться, кто есть кто…
     Однако много ли знают свердловчане и жители области об Уральском народном фронте?  Увы, маловато!  Но если в Свердловске слово народному фронту предоставляют некоторые многотиражки, то у нас, в Нижнем  Тагиле, нет и такой информации. Больше знаем о народных фронтах Прибалтики, нежели о нашем, местном. Нормально ли это?
     Возможно, есть такому положению вещей еще одна причина. Уральский народный фронт (УНФ) – по сути, Свердловский, и тагильчан в нем нет. Но, может быть, - пока нет?
   Как возродить Россию?
     Познакомиться с деятельностью УНФ, послушать его лидеров – лично мне такая возможность представилась в конце августа.  УНФ организовал научно-практическую конференцию «Политические формы национального возрождения России». В Свердловск съехались представители неформальных движений из более чем полутора десятков городов РСФСР – от Москвы до Камчатки. Самой большой после свердловчан была делегация из Челябинска, где также действует народный фронт. Политический спектр участников конференции чрезвычайно пестрый: от краеведа до лидера «Демократической партии», образовавшейся после раскола Демократического союза.
     Накануне конференции члены городского совета УНФ  Ю. Цыбуля и В. Буртник  составили тезисы из девяти пунктов. «1. Подводя итоги нашего семидесятилетнего пути, мы оказываемся перед двумя очевидными реальностями: возрождением национальной жизни и превращением коммунизма из призрака, бесприютно бродившего по Европе, в русское «пугало» для остального мира. Совпадение этих реальностей не случайно. Как известно, национальная интеллигенция в своем большинстве отвернулась от Октябрьской революции. В результате в партии сформировалось идейное направление, чуждое национальному смыслу Октября. Мощная антинациональная, конкретно антирусская струя, влитая этим направлением в события русской, по определению Ленина, революции и гражданской войны и ставшая впоследствии господствующей, практически совпала с антикоммунизмом».
     Что предлагает УНФ?  Заново воплотить в жизнь идеалы Октября на основе союза рабочего класса и крестьянства, максимального развития национальной культуры. Помочь этому процессу должна интеллигенция.
     «Роль партии в этом процессе может быть двоякой, - говорится в 8-м тезисе. – Действуя в соответствии со своим названием, она должна развивать и укреплять союз рабочих и крестьян, ибо этот путь для нас является основным в создании бесклассового общества. Партия, действующая в этом направлении, помогает рабочим и крестьянам самоорганизоваться в Советы для контроля над госаппаратом… Другой вариант развития связан с формированием нового блока партийной и государственной бюрократии. В этом случае продолжается усиление государственной власти и руководящей роли партии – организатора этого процесса, развивающегося за счет разрушения союза рабочих и крестьян. Идеологией этого процесса является безнациональный интернационализм…».
     Вот такой своеобразный и заслуживающий внимания взгляд на советский период истории нашего Отечества.  Таков предлагаемый путь построения бесклассового общества, то есть коммунизма.
     Предваряя выступлен6ия гостей, член городского совета УНФ, кандидат философских наук В.А.Молчанов подчеркнул: безнационального социализма быть не может.
     Но сразу же возникает вопрос: а какой «национальный социализм» имеется в виду для России?  Русский?  Но Россия – это не только Русь. Это конгломерат народов, особенно в городах. Чем русский социализм отличается от татарского, а тот – от башкирского и т.д.?
     И все же основополагающая идея понятна – создать общество на принципах социальной справедливости, не растратив национальные черты всех народов, а вернее, возродив их. И особенно это касается русского народа, чья культура, чье национальное самосознание оказались у кризисной черты. И то, что русских по численности много больше, чем, например, эстонцев, слабое утешение для тех, кто осознает, что исконно национального в русском человеке становится все меньше.
   Кто в авангарде?
     Сильная патриотическая, национальная направленность УНФ имеет свое объяснение. Ведущую позицию в движении занимает историко-культурное объединение «Отечество». Его председатель журналист Ю. В. Липатников изложил на конференции свои взгляды. Как он считает, одна из опасностей для России – «сионистская корпоративность».
     И хотя «Отечество» провозглашает интернационализм, вот, например, о чем говорила с трибуны представитель Обнинского  народного фронта Т.М.Котляр:
- Судя по тому, какие материалы раздают от имени Уральского народного фронта, здесь заняты не возрождением русской культуры, а борьбой с «опасностью сионизма». Выпады против Сахарова, межрегиональной депутатской группы. Слышу: назад, к общине! Долой арендаторов! В Ярославле скоро должна пройти объединительная конференция народных фронтов, и я не хочу, чтобы народный фронт России стал псевдонимом «Памяти».
     Подчеркну, это лишь субъективная оценка одного из участников, поддержанная меньшинством. С ней можно соглашаться или нет, но остается тот факт, что конференция проходила под знаком раскола (даже внутри самого УНФ). Его представители в своем большинстве продемонстрировали, что в вопросе об «опасности сионизма» они будут стоять на своем. Принятие короткой резолюции в отношении созданного в Москве Союза сионистов для УНФ важнее единства в неформальном демократическом движении России.
     И все же, чтобы лучше понять смысл деятельности УНФ, обратимся непосредственно к одному из членов городского совета  В.А.Молчанову, старшему преподавателю Свердловского медицинского института.
-         УНФ, - рассказывает он, - зиждется на союзе сознательного рабочего движения и патриотически настроенной интеллигенции, союзе без разрешения начальства. Идеология УНФ – марксистская. Но марксизм этот не из учебников научного коммунизма, которые являются выражением идеологии культа личности начальства, а из классического марксизма. С его точки зрения, патриотизм рабочему движению не противоречит. Лично для себя я определяю такую формулу УНФ – это движение избирателей; это единство партийных и беспартийных коммунистов (в этом плане его можно назвать неформальным коммунистическим движением). В УНФ входят рабочие клубы и объединения. Патриотическая струя – это «Отечество», в Алапаевске есть историко-культурное объединение «Ратобор». Советы микрорайонов «Комсомольский-2», «Академический-1» – это низовые ячейки Советской власти. Как все связано между собой?  СТК предприятий – это органы рабочего самоуправления, это политическое оформление над рабочим хозрасчетом, идущим снизу. Но чтобы такой процесс шел в трудовых коллективах, он должен идти и за их пределами, где человек созревает как патриот (для этого патриотическое движение). Демократия должна быть и за воротами завода – и в этом смысле необходимо установление первичных ячеек Советской власти.
     Ничего не скажешь, концепция четкая! Но так как Нижний Тагил  - город рабочих, меня, прежде всего, интересовала  рабочая струя в УНФ.
   Объединение «Рабочий».
     Уже поздно вечером у подъезда Дома колхозника, где размещали гостей и где ночью предстояло выработать итоговые документы, у меня состоялся разговор с 35-летним слесарем турбомоторного завода Виктором Владимировичем Буртником.
     Еще в 1986 году после конференции философов в Свердловске Буртник выступил с критической статьей в газете «На смену!»  Публикация, призывавшая взглянуть на жизнь без схем, буквально «взорвала» философский факультет Уральского университета. На заводе возник общественно-политический клуб рабочих, ИТР с участием студентов и преподавателей. Постепенно от разговоров перешли к практическим проблемам, например, к изменению положения о премировании. Клуб оказался той силой, которая стала отстаивать справедливые требования трудящихся.
     Сегодня клуб превратился в районное добровольное объединение «Рабочий». Кроме «турбинки», в нем есть представители других предприятий. 31 июля утвержден устав. В разделе о целях и задачах объединения говорится: «Способствовать самоорганизации рабочих на предприятиях, всемерно помогать движению рабкоров с тем, чтобы все многотиражные газеты стали органами трудовых коллективов с конкурсными выборами редакторов и общественных редколлегий на конференциях или общих собраниях трудовых коллективов…». Основные формы деятельности объединения – общие собрания, конференции по обмену опытом, тематические вечера, дискуссии, «круглые столы», лекции.
- Мы заставили партком, администрацию завода, - рассказывает Виктор Буртник, - принять положение СТК  в соответствии с Законом о государственном предприятии, а не в противовес ему. Этого же добились в отношении советов цехов – была тенденция наделить их правами совещательного голоса.  Добились отмены старого премиального положения. Исходим из того, что надо не создавать новые общественные организации, а использовать имеющиеся политически грамотно…
     Слушая Буртника, вспомнил о том, как трудно выбирали новый состав СТК на шахте «Магнетитовая». По существующему на металлургическом комбинате положению в СТК автоматически, что и вызвало спор, входят четырехугольники цехов, а это не совсем точно воспроизводит соответствующий пункт Закона о государственном  предприятии. А если б у шахтеров был рабочий клуб?..
- Мы считаем, - продолжает Буртник, - что у нас в стране – частная форма собственности, доведенная до крайности. И задача рабочих – сделать её действительно общественной. Рабочий должен быть не «совладельцем», как ему предлагается, а реальным хозяином.
   Две позиции
     Стать реальным хозяином…  Эти слова представители УНФ употребляют часто. Но вот как осуществить декларируемое ими на практике? Честно говоря, в этом так и не разобрался. Представительница Тюмени назвала аренду «тонкой политической диверсией», и многие из УНФ ей аплодировали. С благоговением произносят члены «Отечества» слова «артель», «община». Но трудно представить себе эти формы, например, на компьютеризированном производстве… Вот почему приверженцев той точки зрения, что национальное возрождение России должно строиться, прежде всего, на экономическом фундаменте (за это бьются депутаты-радикалы  -  сторонники экономиста Г.Х.Попова), некоторые высказывания из рядов  УНФ, мягко говоря, смущают.
     Впрочем, член совета УНФ и член рабочего клуба Василий Ганьжин пояснил:
- У нас в народном фронте есть, как минимум, две позиции по национальному вопросу. Я против чрезмерного патриотизма. Сегодня экономические и социальные проблемы выступают в непосредственной форме. Это доказали события в Кузбассе, где рабочие не выдвигали национальных требований.
     Добавлю, что это короткое интервью я взял в холле, когда зал покинула часть участников конференции, в том числе членов УНФ, в знак протеста против принятия резолюции о Союзе сионистов.
     Ну, а какую же формулу УНФ дают гости из Московского народного фронта?
- С одной стороны, мы приемлем позицию УНФ по целому ряду вопросов, - говорит делегат от МНФ  А.Бабушкин, - и на крупных конференциях выступаем в качестве союзников. С другой стороны, увлечением идеями борьбы с сионизмом, интеграция УНФ в «Отечество», а не наоборот,  - это противоречит тенденциям, которые проявляются в других городах. В Москве также была попытка рассматривать национальное возрождение как интегрирующее начало, однако патриотическая секция вышла из Московского народного фронта, создав свою организацию  –  Московский народно-патриотический фронт.  Причудливый симбиоз, который имеет место в Свердловске, далеко не лучший вариант.
   «Патриотизму – да,  национализму – нет!»
     Закончу рассказ, может быть, несколько необычно. На мой взгляд, тагильчане должны почувствовать ту остроту политической борьбы, которая имеет место в Свердловске.
     После  IV  пленума  Свердловского горкома КПСС  УНФ провел на Уралмаше санкционированный митинг. Вот некоторые из его решений:
     «В соответствии со ст.51  Конституции СССР требуем от горисполкома  предоставить самодеятельным общественным объединениям города правовой статус (регистрация, помещение, выпуск вестника, счет в банке).
     Призываем горком партии учредить газету партийной организации Свердловска с выборностью её редактора на городской партийной конференции.
     Избирателям Свердловска -  Советскую газету!  Настаиваем на создании городской газеты избирателей с выборностью её редактора на сессии Совета народных депутатов Свердловска.
     У коммунистов не должно быть секретов от народа. Городским и областным партийным пленумам и конференциям – прямую трансляцию по телевидению и стенографические отчеты в городской и областной газетах.
     Требуем от ЦК КПСС  гласной политической реабилитации члена ЦК КПСС  Бориса Николаевича Ельцина.
     Долой курс на ущемление РСФСР!  Долой национализм и русофобию!  Патриотизму – да, национализму – нет! Требуем равноправия России – создания ЦК компартии и комсомола, Совета профсоюзов, Академии наук, Детского фонда, столицы,  национальных (русских)  средств массовой информации в полном объеме». Городской совет УНФ».
     За те или иные политические взгляды человека нельзя уважать или презирать. Уважать или презирать можно за другое – искренность или лицемерие. Политические идеи приходят и уходят вместе с ходом истории. Моральные ценности всегда рождаются не сегодня и умирают не завтра. Это маленькое пояснение необходимо, чтобы понять авторское отношение к упомянутым в материале лицам. Кажется, люди эти, в первую очередь, неравнодушные и искренние.
В. МАРКЕВИЧ.
                     Свердловск - Нижний  Тагил.
 ПОЧЕМУ   Я   ГОЛОСОВАЛ   ПРОТИВ
     На последней  XXXIX   партийной конференции  Уралмашзавода  среди прочих важных и неотложных проблем стоял вопрос об отмене  6-й статьи  Конституции СССР.
     Так уж сегодня повелось, что всякий, кто голосует против этой статьи, может гарантированно и гордо  именовать себя демократом. Тот же, кто против её немедленного исключения  из Конституции СССР, обречен на то, что на него тут же повесят ярлык  “сталиниста”, “аппаратчика” и “бюрократа”.
     Я работаю кузнецом в цехе   №  38  пять лет. Как делегат партийной конференции, я голосовал против немедленного исключения  6-й статьи  Конституции СССР. Считаю, что существующий ныне кризис нашего общества обусловлен не тем, что партия “захватила”  всю власть, а тем, что КПСС отнята у рабочего класса, которому она первоначально и принадлежала.  В результате КПСС  из партии рабочего класса превратилась в партию администрации, которая подменила  идеологию рабочего коммунизма (марксизма)  идеологией культа личности начальства.
     Сегодня у нас на Уралмашзаводе  коммунистом считают не того, кто помогает рабочим проявить свою инициативу, а тех, кто помогает администрации её вину за организационную беспомощность свалить на лень рабочих.  О чем, на мой взгляд, должен беспокоиться  настоящий коммунист?  О том, как вернуть партию  самим рабочим, чтобы она отстаивала  их интересы.  Ведь на 95 тысяч коммунистов  Свердловска рабочие составляют лишь 28 процентов.  Они активно бегут из “компартии начальства”.  И если так будет продолжаться  дальше, то к 2000 году в ней не останется ни одного свердловского рабочего.
     Шла ли об этом речь на нашей заводской прарконференции, призвавшей к чрезвычайным мерам по преодолению кризиса в КПСС?  Нет!  Вместо этого со страстью и ложным пафосом говорили о шестой статье.  Вот почему я голосовал против…
     После февральского  Пленума ЦК КПСС  у нас на заводе должна продолжить свою работу  XXXIX  партконференция.  Поэтому обращаюсь к рабочим-коммунистам: давайте, наконец, начнем разговор по существу!  

В. МУСАТОВ,
кузнец  цеха  №  38,
член объединения «Рабочий».
Газета «За тяжелое машиностроение»
10.02.1990

Комментариев нет:

Отправить комментарий