Powered By Blogger

четверг, 13 января 2011 г.

Истина и плюрализм

 * ТОЧКА ЗРЕНИЯ
 В памяти всплывает недавняя конференция трудового коллектива ПО «Уралмаш». Её участники долгое время… занимались теорией, обсуждая вопрос о том, что такое собственность, чем государственная отличается от общественной или частной… Бурные эмоции людей, увы, пока не увенчались зримым результатом. Почему?
Кандидат философских наук В. Молчанов (автор этой статьи) считает, что в данном случае сказался «климат плюрализма», который означает следующее: нет одной Истины. Сколько людей, столько и истин…
Сегодня В.Молчанов решил рассказать нашим читателям о работе городского семинара по русской философии.

Истина одна, а мнений много… Хорошо это или плохо? Сегодня, когда общество, истосковавшись по интеллектуальным свободам, вкусило их первые плоды, обнаружился неожиданный парадокс: вчера мало кто говорил, но все слушали, а нынче мало кто слушает, но зато все говорят. И вот возникла новая тоска – тоска по вдумчивому слушателю-собеседнику. А собеседников таких – явный дефицит. Печально, но факт!
Между тем в Екатеринбурге вот уже два года действует своеобразное общественное образование граждан, носящее официальное название «Городской семинар по русской философии». Возник он по инициативе тех, кто относится к философии не как к средству сделать карьеру или заработать хлеб насущный, а как к царству Истины.
Настало время подвести хотя бы некоторые предварительные итоги двухлетней работы этого своеобразного общественного форума, участие в работе которого принимали как энтузиасты-непрофессионалы, так и многие известные философы уральского региона. На памяти живо осталось выступление кандидата философских наук В.Бакшутова. Тема его – «Философия русского космизма». В.Бакшутов – ученик последнего представителя русской классической философии А.Лосева, чьи труды составили гордость и славу русской культуры ХХ века. Ряд выступлений профессора философии В.Копалова охватил такие важные темы, как мировоззрение патриарха русской философии Владимира Соловьева, оппонента Ленина в яростных философских спорах начала этого века А.Богданова, мировоззренческие искания Ф.Достоевского, и другие.
Горячая дискуссия разгорелась по докладу кандидата философских наук С.Гончарова. Он рассказал о философских взглядах и трагической судьбе знаменитого советского философа Эвальда Ильенкова, который в годы тотальной официальной бездуховности буквально спас честь нашей философской науки и за то был затравлен воинствующим псевдофилософским мещанством…
Слушателям запомнились выступления молодых философов Е.Раховой, В.Князева, Н.Кузнецова, В.Кадочникова и ряда других. Целый ряд выступлений был сделан профессором Уральского университета Б.Емельяновым. Его богатые знания текстов оказались важным условием успешной работы городского семинара.
Но были выступления иного рода, запомнившиеся многим по причинам совсем другим. Дважды выступал с докладами декан философского факультета, доктор философских наук К.Любутин. И оба раза вызвал крайнее недоумение присутствующих. В особенности последним своим докладом на тему «Писарев о человеке». Терпеливо выслушав профессора, члены семинара почтительно задали ему вопрос: так что же такое Человек? Многоречивый ответ никому ничего не прояснил, и вопрос был повторен вновь. И снова никакого продвижения вперед… В конце концов одни с твердой решимостью, а другие с крайним смущением пришли к выводу, что профессор философии способен изложить взгляды других, но не имеет своих собственных философских взглядов на этот наиглавнейший предмет вечной философской науки.
Конечно, сам по себе этот досадный факт, может быть, и не заслуживает специального внимания общественности, если бы за ним не стояла одна очень тревожная тенденция, а именно: вчерашние административные монополисты на «диалектический материализм» торопятся под шумок установить свою новую монополию, но на этот раз уже на русскую классическую философию.
Не раз в ходе дискуссий возникал повод вспомнить важнейшее предупреждение Владимира Соловьева: Истину познает лишь тот, кто сам живет по Истине.
Казалось бы, что это вполне ясно и совершенно бесспорно. Ан нет! Споры раз за разом вспыхивали и здесь. Так, два заседания подряд были посвящены философским и политическим взглядам Николая Бердяева. Возник вопрос: Н.Бердяев несколько раз менял свое мировоззрение, следовательно, дал наглядный пример человеческого непостоянства в самой деликатной сфере человеческой души… Так почему же сегодня, когда бурно возникла мода на русскую философию, нам буквально навязывают со всех сторон – Бердяев, Бердяев, Бердяев, и только он! Почему с такой же настойчивостью общественному мнению не предлагаются для интеллектуального подражания такие титаны монистического мировоззрения, как, например, Лосев или тот же Соловьев?
Оригинальный ответ на этот вопрос предложил директор Клуба избирателей на Уралмаше Юрий Коновалов.
- Дело в том, - сказал он, - что вся наша идеология сегодня состоит из людей, которые вчера были официальными диалектическими «материалистами». Нынче конъюнктура поменялась, и они тут же поменяли свои взгляды. Но неудобно же перед людьми! Вот и ищут идеалистов, на пример которых можно сослаться, не теряя при этом былой солидности. Скажем, из русских идеалистов Соловьев тут не подходит, а вот Бердяев – как раз…
Страшны не заблуждения. Страшна всегдашняя готовность торговать Истиной. Вчера – вчерашней, а сегодня – сегодняшней…
Между тем пафос любви и безусловного уважения к истине отстаивали в своих выступлениях члены семинара В.Снегирев, независимые исследователи В.Глухов и В.Петухов, председатель рабочего философского клуба В.Соловьев, журналист В.Постоев и многие другие. Однако общий духовный климат нашего своеобразного времени раз за разом дает о себе знать.
Коллизия заключается в следующем: богатство идей русской философской классики стало нам доступно благодаря плюрализму – это несомненный факт. Но означает ли он, что духом русской классической философии и является плюрализм? Ведь когда мнений много и не нужно, следовательно, подчиняться одному официальному – это хорошо. И ежели множество это существует в нашей жизни ради истины, то оно и называется демократией. А если множество мнений существует вместо истины… То это – как?
…Не скажу точно, но, быть может, этот круг вопросов и сегодняшних общественных настроений станет в центре и новых дискуссий членов городского семинара в этом году. Как знать…
А узнать, впрочем, будет нетрудно. Нужно лишь попробовать подключиться к его работе. Заседания в этом году будут проходить в Центральном Доме культуры офицеров третий четверг месяца в 18 часов 30 мин.

В. МОЛЧАНОВ, кандидат философских  наук.
 «РИТМ». Газета коллектива производственного объединения «Уралмаш», № 118(11616), Четверг, 24 октября 1991 г. тираж 5005. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий