Powered By Blogger

пятница, 4 февраля 2011 г.

ЧТО ЕСТЬ СОФИОЛОГИЯ?

       ЧАСТЬ I    –   этот вопрос все больше и больше волнует сегодня заинтересованных и просто неравнодушных людей. Такими могут быть ответы на него с точки зрения представителей специализированного знания, педагогики или просто Жизни      в изложении кандидата философских наук Валерия МОЛЧАНОВА.       Софиология для:                                                                   - Специалиста по проблемам детства: Софиология детства – это раздел софиологии       образования. Проблемы ребенка могут быть имманентными (собственные) и индуцированные (несобственные).
 - Учителя: Прежде чем наводить порядок в душе ребенка, следует навести         порядок в собственной голове. Дорога учителя в класс ведет через софиологическую реабилитацию, (говоря старым греческим языком). Или через методологию (говоря языком новомодным).
 -   Ребенка:
                    а) в школе я живу, я не просто готовлюсь жить;
                    б) хочу быть зрелым человеком, а не просто взрослым;
                    в) школьный класс – это место ребенка в жизни.
 - Методолога: Не путать софиологию с … софистикой! Ибо тогда в жизнь войдут не взрослые, а просто «дурные дети».
      Не путать эмпирическую софиологию с - теоретической. Путь от детства к зрелости идёт через  взрослость: от интуиции детства к интуиции жизни, а от нее – к философии жизни, философии сознания и - к софиологии.
 -    Завуча: Моя забота – производство, распределение, обмен и потребление способностей и знаний. Создать атмосферу, при которой дети и взрослые ведут себя не как «социальное стадо», а как люди.
      Образованная душа есть хозяйка цивилизации, но цивилизация властно и жестоко господствует над необразованной душой.
 -    Методология – это та же методика, но с «царем в голове». Методолог – это обязательство и хороший методист, но вот методист отнюдь не обязательно есть - методолог.
 -    Родителя:   Где   семья, там же есть непременно «материнство и детство».   Но не наоборот!
Ребенок не есть частная собственность женщины. Он – плод двоих.
 - Философа: Софиология – это взаимная  любовь Мудрости и человека. То есть состоявшаяся  философия.
 -   Деятель народного образования: Не путать полное образование человека - с образованием высшим. Не зря ведь в народе его нынче именуют «верхним образованием».

-    Врача (и биолога): Живет не «тело» человека. А живет Человек, при помощи своего тела. Сущность человека не просто «одинакова». И даже не просто «едина». Сущность человека - одна   на всех: людей много, а сущность у них общая – одна!
-    Теологии: Истина – это общее, с о в м е с т н о е  Знание Бога и Человека.
  -    Православного батюшки:  Софиология – это с о с т о я в ш е е с я  единство богословия и   социологии.
 -   Социолога: Социология – знание о человеке как о социальной вещи, а о людях - как о социальных животных.
 -    Верующего: Вера – это не суе-верие.   Истинная вера  не живет в суете и потому-то вера всегда л о г и ч н а. Нелогичность суть неряшливость. Молитва суетливого неряхи Богу неугодна и до Него не дойдет. Вот её – такой молитвы – яркий вариант: Господи, прости. В чужой дом – впусти! Помоги нагрести и вынести…
 -     Ученого: Не путать естествознание с Наукой; науку – с мышлением; мышление не путать с говорением, как это делает позитивизм. По остроумному определению великого русского советского ученого Эвальда Васильевича ИЛЬЕНКОВА, позитивизм – это философия словесного паразитирования на результатах чужого умственного труда…
 -     Бюрократа: Государство – не есть моя частная собственность. Прав был Марк Туллий Цицерон, сказав: Государство – это достояние народа. Бюрократ же – это государственный муж, впавший в детство, но при этом получивший взрослые права.
       Чтобы понять жизнь, ребенок ломает игрушку, а бюрократ - чужую судьбу.

-     Государственного мужа: Философ должен царствовать, а царь обязан философствовать! Лишь софисты и доценты провинциальных кафедр именуют «Государство» Платона - «тоталитарным».
 -     Науковеда: Софиология детства – это состоявшееся   единство   философии,   богословия и науки. Это – царское Знание, полученное на пути полного образования «с царем в голове».            Как обрёл его 13-16 летний Александр Македонский у Аристотеля …
 -     Директора школы:   Незрелый педагог нелады со своей профессией воспринимает как нелады с начальством. Ибо путает полное образование - с высшим. Директор школы – это начальник коллектива с «Метафизикой» Аристотеля в руках.
      Он – персонифицирует в себе «софиологию социума» и «социологию софиума». Ибо, как утверждает известный ростовский философ А.В. ПОТЕМКИН: «наука о началах и есть наука для начальства» …
 -     Акушера-гинеколога: Как утверждает мировая академическая традиция Сократа, Платона, Аристотеля, Спинозы, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Вл.Соловьева, Ивана Ильина, Алексея Лосева, понятия – живые существа.
      Это   значит, что понятия (у гения) рождаются так же трепетно, как и дети. А вот дети рождаются у мужчины с женщиной так же логично, как и понятия.
      Гений - генерирует, т.е. рожает. Беременность есть женская гениальность. Следовательно, гениальность – это мужская беременность.
 -    Психиатра:   Ломброзо, который в своей книге   «Гениальность и помешательство» поставил Сократу диагноз, в корне не прав.
        Гений (даймоний) Сократа и София Вл.Соловьева – вещи, которые по зубам лишь теории познания , а не психиатру, который, проверив Ломброзо, ставит мистически одаренным людям диагноз «шизофрения».
        Софиология – это, как минимум, умение не путать гносеологию - с психиатрией.
 -    Академика: Коль дети и понятия рождаются одинаково, то, следовательно, «мир идей» Платона – это и есть «мир детей».
         Евангельское «будьте как дети!» - означает, что роддом должен быть устроен как классическая академическая кафедра, а современная кафедра – как роддом.
         Состоявшееся единство взрослых и детей есть совпадение диалектической логики – с   диалектикой мифа.
  -     Геронтолога: Софиология – это когда разрешается старая дилемма: «если бы юность умела, если бы старость могла…»
         Старость – это не «закат», а место в жизни, которая состоялась.
 -        Дефектолога: Дефектность детской жизни – это не столько то, что пред-найдено, сколько то, что взрослыми же и создано, как некая «объективная реальность» для детей.
         Разрыв поколений и подмена образования социализацией – главная причина этой «дефектности» сегодня.
         Массовый уход детей в резервацию жизни с аббревиатурой ЗПР – это дружный протест детей против «педагогического» обмана со стороны взрослых.

-   Хороших ученика и учителя: Школьный урок – это место для образования, где удовлетворяют методично (систематично) главнейшую всечеловеческую потребность ребенка: двигаться от Целого к частям, а не возиться с частями … вместо Целого.
 -     Сексолога: Пол – это категория истины. Один пол тебе дается без особых усилий. А второй пол ты завоевываешь сам. Любовь – орудие и Закон этой борьбы, которая совпадет с жизнью.
-       Плохих учителя и ученика: настойчиво и упорно социализироваться вместо обучения. В классе готовиться к настоящей жизни после школы, и получив паспорт, «поступать правильно» не к месту и не ко времени, занимаясь сексом … без любви.
         Их девиз: да чтоб детей иметь, кому ума не доставало
 -    Монархиста: Пока нет Царя в собственной голове, необходим Царь для общего пользования. Иначе государственная жизнь будет впадать в бюрократизм, а общество - в детство.
         Хоть софиология и есть царская наука, но царского пути к ней нет. Путь же к ней – он принципиально общий.
 -         Демократа:   Демократия – это когда в жизни мыслят все. Но когда все - именно мыслят. А не «голосуют истину», от чего предупреждает Сократ.
 -       Патриота:   Прав П.Чаадаев, что Отечество нельзя любить больше, чем Истину. Ведь любовь к Отечеству без любви к Родине – это неистинная любовь. Почему же?
          Любить можно лишь родное. А место, где «родное» р о ж д а е т с я - это Родина и есть.
          Истина софиологии в том и состоит, что мужское (отечество) без женского (родина) в принципе не способно рождать.   Жизнь, космос – это соединение «формы» и «материи», - говорили древние греки на этот счет …
 -         Образованного журналиста: Не плюрализм вместо Истины, а плюрализм ради Истины.
          Докса - не София! Следует измерять «мнения» - истиной, а не наоборот. Где Истина – там непременно есть и свобода, а обратно же - далеко не всегда!
          Чтобы не быть служанкой общественной  софистики, журналистика должна быть непременно софиологична.                                                                

                                                                                                                              1996 год.

                МОЛЧАНОВ В.А., кандидат философских наук 


/ ЗАПИСАЛ:  Владимир ГУКИН, член МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ПЕДАГОГОВ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА   г. ЕКАТЕРИНБУРГА   «ДЕТСТВО КАК ПРОБЛЕМА», на базе школы № 115 «ПОИСК» и «ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА». (тел. 31-50-89, 32-18-09.)

      «УЧИТЕЛЬ», Общественно-педагогическая газета Свердловской области, ОКТЯБРЬ 1997, № 10. Тираж 1000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий