Церковь, власть и кризис греческой экономики
Рождественское послание от имени иерархии Элладской Православной Церкви к греческому народу было посвящено постигшему страну тяжелому экономическому кризису. Послание было распространено во всех православных приходах Греции.
В тексте послания, в частности, говорится: «Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать. Церковь, однако, – это мы все, и в этом наша сила и её сила. Церковь воюет не с государством, но с теми, которые используют государство и скрываются за властью, пытаясь отнять у вас надежду. Помните, что многие экономисты считают этот кризис спровоцированным, что этот кризис – инструмент, которым враждебные человеку силы пытаются получить контроль над миром».
Однако, этот текст вызвал гневную оценку главы ЭПЦ архиепископа Иеронима. Более того, по сообщению греческого агентства romfea.gr, реакция архиепископа была настолько бурной, что его голос могли слышать за пределами архиепископской резиденции! Ситуация обострялась еще и тем, что вокруг распространенного обращения был поднят шум в СМИ, и к этому времени уже возник правительственный кризис. Создалась напряженная обстановка, притом, что ряд иерархов ЭПЦ сыграли прямую роль в распространении этого послания. Они были убеждены, что Церковь должна занять жесткую критическую позицию по отношению к правительству из-за следуемой им экономической политики, однако ранее их попытки натыкались на жесткое противостояние архиепископа.
Послание показало наиболее ярким образом, что в греческой Церкви нет единой позиции по отношению к экономическому кризису. С одной стороны, есть пожилые и консервативные митрополиты, вспоминающие особенно в этот период Блаженнейшего архиепископа Христодула; с другой, склонные к компромиссу последователи архиепископа Иеронима, не обязательно согласные с жесткими мерами, принимаемыми правительством.
Громкие и категоричные выступления некоторых митрополитов с целью надавить на архиепископа, чтобы тот выпустил обращение против жестких мер правительства, начались еще летом. Тогда архиеп. Иероним разными дипломатическими способами перенес обсуждение этой темы на октябрь, взяв таким образом отсрочку в несколько месяцев. На очередной осенней сессии Синода двум докладчикам-митрополитам, бывшим кандидатам на архиепископский престол, было поручено составить текст, выражающий позицию Элладской Церкви по отношению к кризису.
Текст составленного послания был вручен секретарю Синода, который, в свою очередь, передал его архиепископу Иерониму, чтобы тот дал или нет «зеленый свет» для него. Знающие хорошо Блаженнейшего архиепископа подтверждают, что тот никогда не позволял себе допускать стиль выражения типа «под оккупацией», «оккупирована», как это имело место в данном случае, и для него это нехарактерно. В таком случае, всё показывает, что архиепископ не придал особенного значения тексту от имени иерархии, как по причине весьма насыщенной его программы, так и из-за сделанной ему операции. Соответственно, после выхода послания в свет случилось крайнее возмущение архиепископа вместе с жесткими оценками его помощников. Согласно информации romfea.gr, в настоящий момент глава Церкви не желает идти на конфронтацию с правительством. Он считает, что так общественное мнение было бы дезориентировано по отношению к истинным проблемам, которые постигли страну. Архиепископ подчёркивает, что такая непримиримость была бы особенно выгодна правительству, которое бы выдвинуло на первый план свои жесткие решения по экономии, а народ включился бы в борьбу между государством и Церковью.
Тем не менее, несмотря на жесткие формулировки послания, архиепископ не дистанцировался от его содержания. С другой стороны, иначе и быть не могло, поскольку он сам дал добро на опубликование спорного текста. Своему пресс-секретарю он дал рекомендацию, чтобы тот объявил, что архиепископ всегда ценит коллегиальность и принятые в ее духе решения иерархии, но без пояснения, согласен ли он сам с тональностью этого текста. Также он распорядился, чтобы не было продолжения полемики и, соответственно, не было ответов на критику со стороны представителей правительства.
Но какие бы ни были сейчас разномыслия среди епископата Греции по поводу положения в стране, ясно одно: пастырская позиция по многим злободневным вопросам, отличная от позиции властей, выражается в стране достаточно четко и открыто. И это несмотря на то, что Церковь в Греции интегрирована в общество гораздо глубже, чем в России, и с большим правом может быть охарактеризована как «государственная». Экономический кризис тем временем затронул Грецию никак не меньше, чем Россию. И перед нашей страной стоят во многом те же проблемы, когда власть не прислушивается к голосу простых граждан, прежде всего оказывающихся беззащитными перед лицом кризиса. И кто, как не архипастыри и пастыри могли бы тогда поддержать их, морально и духовно? Можно еще раз напомнить процитированные выше слова из послания греческих иерархов: «Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать». Эта проблема – самостояния Церкви, ее независимости от позиции власти и ее близости к простому народу – остаётся весьма актуальной для сегодняшней российской жизни.
В Рождественском послании «К народу» Синод Элладской Православной Церкви обвинил греческих политических лидеров в подчинении будущего государства всевластным кредиторам, сообщает сайт «Ромфея».
В своем послании «К народу», которое будет зачитано во всех храмах Элладской Православной Церкви во время Рождественской службы, иерархи выразили позицию Церкви относительно драматических событий, происходящих греческом обществе в последнее время.
«Наша страна выглядит более несвободной и по сути управляемой своими кредиторами. Действительно, то, что произошло у нас на родине – нечто беспрецедентное и шокирующее. Одновременно с духовным, социальным и экономическим кризисом налицо и отказ от своего характера. Речь идет о попытке ликвидировать то, что до нынешнего дня считалось естественным для жизни в нашем государстве. Таких мер требуют наши кредиторы. Поэтому мы заявляем, что наша страна оккупирована и выполняет приказы своих хозяев, наших кредиторов», – говорится в послании по поводу мер по устранению последствий мирового финансового кризиса в греческой экономике.
«Все эти проблемы в обществе и экономике, которые сегодня требуется решить таким насильственным образом – почему они не были изменены вовремя? Почему было необходимо доводить дело до такого состояния? Лица на нашей политической сцене одни и те же уже десятилетия подряд», – говорится в послании.
«Как исчислить такую политическую цену, зная, что она приведет страну к катастрофе? Поэтому сегодня многие думают, что политики действовали как агенты. Сейчас проводятся глубинные изменения, которые ранее взволновали бы всю Грецию, а сегодня они проходят почти без какой-либо реакции. Экономический кризис, которым измучена наша страна – это только верхушка айсберга. Он является результатом и плодом другого кризиса, духовного», – добавляют члены Синода.
«Руководство не может нести ответственность перед народом, не может или не хочет говорить на языке правды и развивает клиентелизм, так как имеет цель завладеть и распределить власть. Это и власть, которая по сути показывает, что не ценит истинные интересы страны и народа, а с другой стороны, это и народ, наш, который действует безответственно. Мы отдались во власть экономического термина «устойчивый рост», легкому обогащению, привольной жизни, стремимся к легкому доходу и иллюзии. Мы не обеспокоены истинным смыслом жизни. Вопрос-дилему Достоевского «свобода или счастье» сегодня мы переживаем со всей полнотой её трагичности. Мы выбрали лишь «устойчивый рост» и потеряли свободу и своей личности и свободу своей страны», – говорится в послании.
«В Синоде, мы, ваши духовные отцы, посмотрели на себя критично, чтобы признать и свою часть вины в этом кризисе. Знаем, что иногда мы вас огорчали, смущали скандалами. Не всегда и вовремя реагировали на события, которые вас волновали. Желавшие разрушить связь народа с Церковью использовали по полной как реальные, так и сфабрикованные скандалы и пытались подорвать ваше доверие Церкви», – признают иерархи в послании.
«Нас тревожит состояние образования в стране, так как нынешняя образовательная система воспринимает ученика не как личность, а как электронный компьютер и единственное, что делает, «нагружает» его материалом, не интересуясь его целостной личностью, поэтому у детей есть право протестовать», – говорится в послании о проблемах молодежи.
«Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать. Церковь, однако, – это мы все, и в этом наша сила и её сила. Церковь воюет не с государством, но с теми, которые используют государство и скрываются за властью, пытаясь отнять у вас надежду. Помните, что многие экономисты считают этот кризис спровоцированным, что этот кризис – инструмент, которым враждебные человеку силы пытаются получить контроль над миром», – говорится в заключение послания.
читать на портале "Православие и мир"
священник Филипп Парфенов
Отсюда http://decalog.livejournal.com/468006.h tml#cutid1
В тексте послания, в частности, говорится: «Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать. Церковь, однако, – это мы все, и в этом наша сила и её сила. Церковь воюет не с государством, но с теми, которые используют государство и скрываются за властью, пытаясь отнять у вас надежду. Помните, что многие экономисты считают этот кризис спровоцированным, что этот кризис – инструмент, которым враждебные человеку силы пытаются получить контроль над миром».
Однако, этот текст вызвал гневную оценку главы ЭПЦ архиепископа Иеронима. Более того, по сообщению греческого агентства romfea.gr, реакция архиепископа была настолько бурной, что его голос могли слышать за пределами архиепископской резиденции! Ситуация обострялась еще и тем, что вокруг распространенного обращения был поднят шум в СМИ, и к этому времени уже возник правительственный кризис. Создалась напряженная обстановка, притом, что ряд иерархов ЭПЦ сыграли прямую роль в распространении этого послания. Они были убеждены, что Церковь должна занять жесткую критическую позицию по отношению к правительству из-за следуемой им экономической политики, однако ранее их попытки натыкались на жесткое противостояние архиепископа.
Послание показало наиболее ярким образом, что в греческой Церкви нет единой позиции по отношению к экономическому кризису. С одной стороны, есть пожилые и консервативные митрополиты, вспоминающие особенно в этот период Блаженнейшего архиепископа Христодула; с другой, склонные к компромиссу последователи архиепископа Иеронима, не обязательно согласные с жесткими мерами, принимаемыми правительством.
Громкие и категоричные выступления некоторых митрополитов с целью надавить на архиепископа, чтобы тот выпустил обращение против жестких мер правительства, начались еще летом. Тогда архиеп. Иероним разными дипломатическими способами перенес обсуждение этой темы на октябрь, взяв таким образом отсрочку в несколько месяцев. На очередной осенней сессии Синода двум докладчикам-митрополитам, бывшим кандидатам на архиепископский престол, было поручено составить текст, выражающий позицию Элладской Церкви по отношению к кризису.
Текст составленного послания был вручен секретарю Синода, который, в свою очередь, передал его архиепископу Иерониму, чтобы тот дал или нет «зеленый свет» для него. Знающие хорошо Блаженнейшего архиепископа подтверждают, что тот никогда не позволял себе допускать стиль выражения типа «под оккупацией», «оккупирована», как это имело место в данном случае, и для него это нехарактерно. В таком случае, всё показывает, что архиепископ не придал особенного значения тексту от имени иерархии, как по причине весьма насыщенной его программы, так и из-за сделанной ему операции. Соответственно, после выхода послания в свет случилось крайнее возмущение архиепископа вместе с жесткими оценками его помощников. Согласно информации romfea.gr, в настоящий момент глава Церкви не желает идти на конфронтацию с правительством. Он считает, что так общественное мнение было бы дезориентировано по отношению к истинным проблемам, которые постигли страну. Архиепископ подчёркивает, что такая непримиримость была бы особенно выгодна правительству, которое бы выдвинуло на первый план свои жесткие решения по экономии, а народ включился бы в борьбу между государством и Церковью.
Тем не менее, несмотря на жесткие формулировки послания, архиепископ не дистанцировался от его содержания. С другой стороны, иначе и быть не могло, поскольку он сам дал добро на опубликование спорного текста. Своему пресс-секретарю он дал рекомендацию, чтобы тот объявил, что архиепископ всегда ценит коллегиальность и принятые в ее духе решения иерархии, но без пояснения, согласен ли он сам с тональностью этого текста. Также он распорядился, чтобы не было продолжения полемики и, соответственно, не было ответов на критику со стороны представителей правительства.
Но какие бы ни были сейчас разномыслия среди епископата Греции по поводу положения в стране, ясно одно: пастырская позиция по многим злободневным вопросам, отличная от позиции властей, выражается в стране достаточно четко и открыто. И это несмотря на то, что Церковь в Греции интегрирована в общество гораздо глубже, чем в России, и с большим правом может быть охарактеризована как «государственная». Экономический кризис тем временем затронул Грецию никак не меньше, чем Россию. И перед нашей страной стоят во многом те же проблемы, когда власть не прислушивается к голосу простых граждан, прежде всего оказывающихся беззащитными перед лицом кризиса. И кто, как не архипастыри и пастыри могли бы тогда поддержать их, морально и духовно? Можно еще раз напомнить процитированные выше слова из послания греческих иерархов: «Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать». Эта проблема – самостояния Церкви, ее независимости от позиции власти и ее близости к простому народу – остаётся весьма актуальной для сегодняшней российской жизни.
В Рождественском послании «К народу» Синод Элладской Православной Церкви обвинил греческих политических лидеров в подчинении будущего государства всевластным кредиторам, сообщает сайт «Ромфея».
В своем послании «К народу», которое будет зачитано во всех храмах Элладской Православной Церкви во время Рождественской службы, иерархи выразили позицию Церкви относительно драматических событий, происходящих греческом обществе в последнее время.
«Наша страна выглядит более несвободной и по сути управляемой своими кредиторами. Действительно, то, что произошло у нас на родине – нечто беспрецедентное и шокирующее. Одновременно с духовным, социальным и экономическим кризисом налицо и отказ от своего характера. Речь идет о попытке ликвидировать то, что до нынешнего дня считалось естественным для жизни в нашем государстве. Таких мер требуют наши кредиторы. Поэтому мы заявляем, что наша страна оккупирована и выполняет приказы своих хозяев, наших кредиторов», – говорится в послании по поводу мер по устранению последствий мирового финансового кризиса в греческой экономике.
«Все эти проблемы в обществе и экономике, которые сегодня требуется решить таким насильственным образом – почему они не были изменены вовремя? Почему было необходимо доводить дело до такого состояния? Лица на нашей политической сцене одни и те же уже десятилетия подряд», – говорится в послании.
«Как исчислить такую политическую цену, зная, что она приведет страну к катастрофе? Поэтому сегодня многие думают, что политики действовали как агенты. Сейчас проводятся глубинные изменения, которые ранее взволновали бы всю Грецию, а сегодня они проходят почти без какой-либо реакции. Экономический кризис, которым измучена наша страна – это только верхушка айсберга. Он является результатом и плодом другого кризиса, духовного», – добавляют члены Синода.
«Руководство не может нести ответственность перед народом, не может или не хочет говорить на языке правды и развивает клиентелизм, так как имеет цель завладеть и распределить власть. Это и власть, которая по сути показывает, что не ценит истинные интересы страны и народа, а с другой стороны, это и народ, наш, который действует безответственно. Мы отдались во власть экономического термина «устойчивый рост», легкому обогащению, привольной жизни, стремимся к легкому доходу и иллюзии. Мы не обеспокоены истинным смыслом жизни. Вопрос-дилему Достоевского «свобода или счастье» сегодня мы переживаем со всей полнотой её трагичности. Мы выбрали лишь «устойчивый рост» и потеряли свободу и своей личности и свободу своей страны», – говорится в послании.
«В Синоде, мы, ваши духовные отцы, посмотрели на себя критично, чтобы признать и свою часть вины в этом кризисе. Знаем, что иногда мы вас огорчали, смущали скандалами. Не всегда и вовремя реагировали на события, которые вас волновали. Желавшие разрушить связь народа с Церковью использовали по полной как реальные, так и сфабрикованные скандалы и пытались подорвать ваше доверие Церкви», – признают иерархи в послании.
«Нас тревожит состояние образования в стране, так как нынешняя образовательная система воспринимает ученика не как личность, а как электронный компьютер и единственное, что делает, «нагружает» его материалом, не интересуясь его целостной личностью, поэтому у детей есть право протестовать», – говорится в послании о проблемах молодежи.
«Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать. Церковь, однако, – это мы все, и в этом наша сила и её сила. Церковь воюет не с государством, но с теми, которые используют государство и скрываются за властью, пытаясь отнять у вас надежду. Помните, что многие экономисты считают этот кризис спровоцированным, что этот кризис – инструмент, которым враждебные человеку силы пытаются получить контроль над миром», – говорится в заключение послания.
читать на портале "Православие и мир"
священник Филипп Парфенов
Отсюда http://decalog.livejournal.com/468006.h
Комментариев нет:
Отправить комментарий