У философа С.Н.Булгакова есть очень ёмкий образ
социализма. Он сравнил социализм – с искушением Христа в пустыне. С
искушением, отвергнутым Сыном Божиим со словами: не хлебом одним будет
жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих.
Ёмкость и содержательность образа связаны с
глубочайшим противоречием, закодированном в нем. Ведь, с одной стороны,
социализм, по Булгакову, - это искушающая Христа ложь сатаны,
пытавшегося поставить божественную мощь на службу временным целям
тёмного, смертного бытия. Царства от мира сего. А с другой стороны,
выбор между двумя царствами – Божьим и человечьим – пронизывает саму
душу социализма.
Такая постановка вопроса – отражение личной духовной эволюции самого Булгакова.
Сергей Николаевич Булгаков родился 16 /28/ июля 1871
года в г. Ливны Орловской губернии. В жизни ему пришлось быть и
марксистом, и отказаться от марксизма; утратить религиозную веру и вновь
обрести её. От марксизма к идеализму – так определил он эволюцию своего
духовного пути. Религиозную веру Булгаков утратил в возрасте с 14 до 30
лет. В 1898 году вплоть до 1900 г. он предпринял научную командировку в
Германию. Еще до отъезда, в 1896 г., опубликовал свою первую книгу «О
рынках при капиталистическом производстве», написанную в основном с
марксистских позиций.
По собственному признанию философа, примерно в 1901 –
1902 годах в нем «всё победнее начал звучать голос религиозной веры». В
начале 1905 г. он впервые пришел в церковь на исповедь. В марте по его
инициативе было основано в Москве Религиозно-философское общество памяти
В.С.Соловьева. В 1907 году Булгаков был избран депутатом во II
Государственную Думу. «Становилось очевидно, - пишет он, - что революция
губит и погубит Россию. Но не мене ясно было для меня тогда, что её не
менее верно губит и самоубийца на престоле, первый деятель революции
Николай II.»
11 июня 1918 года в Москве, в Даниловском монастыре
философ принимает сан священника. Знаменитая высылка русской
интеллигенции в 1922 году коснулась и его. 30 декабря 1922 г. он отбыл в
Константинополь, в марте 1923 г. – в Прагу, а отсюда в 1925 г. – в
Париж.
Умер Сергей Николаевич Булгаков в ночь с 5 на 6 мая
1944 г. от кровоизлияния в мозг и похоронен на русском кладбище в Сент-
Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа.
С.Н.Булгаков относится к тем людям, чьи перипетии
личной судьбы служат инструментом глубокого познания мира. Для его
понимания сути и природы социализма характерен не мелочный, но крупный,
эпохальный подход. Знамение современной эпохи виделось ему в господстве
духа мирового мещанства, одинаково враждебного и христианству и
социализму.
Капитализм, - говорил Булгаков,- это есть
организованный эгоизм. И потому мы должны «не обинуясь, сказать, что
социализм прав в своей критике капитализма и в этом смысле надо прямо и
решительно признать всю правду социализма. Если он грешит, то, конечно,
не тем, что он отрицает капитализм, а тем, что он отрицает его
недостаточно радикально, сам духовно пребывая ещё в капитализме».
Диалектика эпохи такова, что именно дух мирового
мещанства, организованного эгоизма и столкнул лбами в трагическом
конфликте социализм и христианство в XX веке. Диалектику эту Булгаков
резюмировал так: “Надо расслышать “пророчество” и в социализме… Но зато
именно в ту эпоху, когда побледнели и временно притупились в
христианстве эти предчувствия, в социализме они получили известную
жизненную силу. Социалистический апокалипсис для многих стал заслонять
собой христианский именно потому, что ослабел в сердцах этот последний”.
Философская, личная и христианская умудренность
С.Н.Булгакова в вопросе о природе социализма хорошо видна в документе,
который мы предлагаем вниманию читателя.
В.МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук.
За власть Советов, газета свердловского областного совета народных депутатов, № 40 (61), 16 апреля 1991 г.
___________________________________________________________
С.Н. БУЛГАКОВ
П Р А В О С Л А В И Е И С О Ц И А Л И З М
В советском издании “Антирелигиозник” ( № 7, июль ,
1929 г.) помещена статья Б.Кандидова «Дни покаяния» в Крыму в сентябре
1920 года. (Историческая справка по неопубликованным материалам). Эти
«неопубликованные материалы» представляют собой ничто иное, как
протоколы заседания Высшего Церковного Управления на юге России,
оставленные при эвакуации в Севастополе.
По этому поводу я считаю нужным сделать пояснения
относительно одного вопроса ввиду его принципиальной и практической
важности. В последнем протоколе заседания Высшего Церковного Управлению
на юге России приведено постановление следующего содержания: «поручить
сл. ВЦУ проф. прот. Булгакову составить проект вероучительного
определения о природе социализма и предоставить таковой проект на
одобрение к следующему заседанию ВЦУ». Этого заседания не состоялось за
эвакуацией, и проект, мною составленный, так и остался нерассмотренным.
Тем не менее некоторое предварительное обсуждение этого вопроса было.
Внешним поводом к его постановке явилось настойчивое ходатайство прот.
Востокова, домогавшегося церковного осуждения («анафематствования»)
социализма как такового. В своём предварительном докладе ВЦУ я высказал,
что для такого осуждения социализма вообще, как известной системы
экономической и социальной политики, нет никакого основания ни в
Евангелии, ни в православном предании. И даже наоборот, здесь мы находим
заповедь социальной любви и справедливости, попечения о трудящихся и
обремененных, о чем со всех спросится на Страшном Суде Христовом. В
социализме же подлежит отрицанию и преодолению не система
социально-экономических идей, но то воинствующее безбожие, с которым он
нередко соединяется, в особенности же теперь в России. И может быть,
доля вины в этом лежит и на церковном обществе, с его равнодушием к
социальному вопросу. В возникшем обмене мнений выражаемы были разные
точки зрения на социализм, причем ко мне всецело присоединился
председательствующий арх. Дмитрий. Проект определения был мною составлен
согласно первоначальному замыслу, иначе я, конечно, и не мог бы
исполнить этого поручения.
Социализм (во всей многозначности этого термина) для
христианина имеет лишь прикладное значение, иными словами, это есть
вопрос не мировоззрения, но лишь практической этики – практической
целесообразности. Цель социализма, понятая, как осуществление социальной
справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью. безработицей,
эксплуатацией – в такой степени нравственно самоочевидна, что
разногласие может быть только относительно практической целесообразности
или осуществимости тех или иных мероприятий. Церковь не должна себя
связывать с капитализмом, как организацией классовой эксплуатации (хотя
практически начала хозяйственной свободы и честной собственности и до
сих пор еще могут оказываться более целесообразными для всего общества,
нежели преждевременно и насильственно водворяемые формы
государственно-социалистической кабалы). Если мы обратимся к Евангелию и
Новому Завету, то там мы не найдем, конечно, основания для того, чтобы
связывать Церковь с какими-либо неподвижными формами социального
устройства или хозяйственной организации. Церковь стоит выше всех
исторических форм и судит их высшим судом совести. Если мы обратимся к
святоотеческой письменности, то в творениях св. отцов Василия Великого,
Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и др. мы найдем яркие примеры
духовной свободы и христианского дерзновения в суждениях о разных
проявлениях социального эгоизма собственников. Поэтому и в «предании» не
находится точки опоры для установления нерушимости частной
собственности на основании христианской морали. История свидетельствует,
что институт частной собственности фактически до неузнаваемости
изменялся в течение веков, подвергаясь разнообразным формам
общественного контроля и ограничения. А соответственно и понятие
социализма охватывает собою все многообразие форм: от советского
коммунизма - до социального регулирования капиталистической
промышленности, о чем сказано было одним английским политиком ещё XIX
века… однако веления совести должны исходить от церкви, и если люди
безмолвствуют, тогда камни возопиют. Если Церковь не пользуется
принадлежащим ей правом, которое есть вместе и обязанность, тогда оно
узурпируется её врагами: - другой приходит во имя мое, и его принимают
(Иоан. 5.43). Разумеется, враги Имени Христа будут всегда хотеть видеть в
церкви лишь орудие классового господства. Но сама церковь должна
пребывать в полном обладании своей царственной свободы и правды, в
частности, и социальной. В настоящее время зов к этой социальной правде
раздается во всем христианском мире. Стокгольмская конференция
социального христианства соединила в себе представителей всех
христианских исповеданий (кроме католичества), и православная делегация
на ней возглавлялась престарелым патриархом Фотием Александрийским.
Своим участием в «Стокгольме», где была создана и постоянная
международная организация для разработки вопросов социального
Христианства, Православная Церковь определила свое отношение к
социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано «вероучительное
определение» о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском
православии. Но, согласно сказанному, социализм, как
социально-экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом
вероучения. Превращать его в таковой означало бы повреждать и само
христианское учение. Насколько он соединяется с богоборством, суждение и
осуждение должно относиться только к последнему. Однако связь эта
фактическая, историческая, но не внутренняя. Считать же эту связь
неразрывною является опасной ошибкой и близорукостью, потому что это
означало бы отдать дело христианской правды в руки её врагов. Поэтому и
церковное «анафематствование» социализма и превращение его в «жупел» не
только не имеет для себя никаких оснований, но и являлось бы подлинным
религиозным соблазном.
В.МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук.
Новая философская энциклопедия
НАУКА УРАЛА, № 17 (567), июль 1992 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий