Powered By Blogger

четверг, 14 октября 2010 г.

Регионам обрежут финансирование

Дефолты российских регионов в ближайшие годы маловероятны, но не исключены, отмечает Standard & Poor's. И продиктовано это желанием Минфина сэкономить на всем, даже на финансовой поддержке депрессивных регионов…
Но главная проблема в том, что Минфин планирует сокращение помощи регионам из федерального бюджета. Урезание помощи может привести к дефолтам некоторых регионов. «При довольно напряженной, по нашим прогнозам, ситуации с наполнением региональных бюджетов в 2010—2013 годах это будет означать ухудшение финансового положения регионов», — говорит Вартапетов.

В 2010 году объем трансфертов составит 1,2 трлн рублей, примерно в таком же объеме помощь будет оказываться и в следующем году, поясняет Вартапетов. Затем к 2013 году прогнозируется сокращение трансфертов примерно на 40% относительно уровня 2009 года.
Власти признают угрожающее положение регионов. Еще в июне этого года замминистра финансов Антон Силуанов назвал 11 из регионов, у которых долг выше 50% от налоговых и неналоговых доходов. В лидерах региональной задолженности, в частности, Костромская, Астраханская, Московская, Челябинская, Калининградская, Вологодская области, Северная Осетия. Государственный долг субъектов России за 2009 год вырос на 48,6% и, по состоянию на 1 января 2010 года, составил 890,9 млрд рублей…
>Сворачивание мер поддержки регионов продиктовано желанием Минфина выйти на бездифицитный федеральный бюджет к 2015 году, полагает партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
 Газета.ru
 Актуальный архив

  Убыточность большинства российских регионов -
результат деятельности центра

Нынешнее лето во многих регионах России довольно жаркое и особенно высокая температура отмечается в южных регионах страны, что естественно сказывается и на жизнедеятельности тех, кто пребывает в этих регионах. Именно этим фактором и можно объяснить инициативу полпред президента Дмитрия Козака о введении «внешнего управления» в регионах-банкротах, с которой он выступил на заседании правительственной комиссии, по координации деятельности федеральных органов власти в Южном федеральном округе. Видимо, эта идея, по мнению Дмитрия Козака, лучшим образом вписывается в программу президента по укреплению вертикали власти, а, соответственно, и укреплению Дмитрия Козака в этой вертикали. И ладно бы, если бы Дмитрий Козак представил анализ работы губернаторов и их администраций, показал бы, что губернаторы, своим правлением довели регионы до банкротства, предложил бы программу вывода этих регионов-банкротов из тяжелого состояния, убедил бы всех, что введение «внешнего управления» обеспечит стабильное и поступательное развитие регионов, но ничего этого нет. Не объяснил он и того, почему необходимо вводить «внешнее управление», то есть усиливать власть центра, а не проводить новые выборы глав регионов, не развивать демократию?
Но важным в данном вопросе является не инициативы человека, у которого благие желания действовать идут впереди понимания предмета, а действительно разобраться, почему в России из 89 регионов всего 12 регионов-доноров, которые, кроме Москвы, стремительно переходят из разряда доноров в реципиенты. Действительно ли в 77 регионах страны люди не могут обеспечить самостоятельно свое существование, и откуда центр находят средства на их содержание? Почему Москва и Санкт-Петербург, а так же и прилегающие к ним области – Московская и Ленинградская – доноры, а Омск, Волгоград, Пенза и прилегающие области регионы – реципиенты?
Главной причиной такого положения дел является существующее государственное устройство. В стране правит бесконтрольная и безответственная бюрократия в союзе с олигархами. Парламент же не имеет реальной власти, и на сегодняшний день сведен до уровня прислуги центральной бюрократии и олигархии, а народ устранен от возможности влиять на власть, на принятие решений. Что позволяет направлять финансовые потоки в карманы узкой группы чиновников и олигархов. Олигархические капиталы растут как на дрожжах, растет объем золотовалютных резервов, пухнет Стабилизационный фонд, увеличивается профицит бюджета, а регионы нищают. И ситуация продолжает усугубляться, так как принятые Госдумой поправки к избирательному закону, устанавливают дополнительные преграды на пути лоббирования народных интересов, на возможность народа влиять на ситуацию в стране.
Естественно, что все это возможно благодаря действующему Налоговому кодексу. Россия занимает лидирующие позиции по высоте налогообложения, благодаря существующим монополиям, с множеством привилегий, благодаря бюджетно-кредитной политике правительства, благодаря узурпации власти отдельной группой чиновников и олигархов.
Налоги, которые на сегодняшний день действуют на территории РФ, ведут к обнищанию производителя, наемного работника и обогащению сырьевого олигарха и чиновника. Вот почему мы не встречаем в средствах массовой информации анализа существующей налоговой системы. В СМИ могут разглагольствовать о чем угодно, о многоженстве, о педагогике, о том, как выращивать лук и где лучше отдыхать, но вы не услышите обсуждение Налогового кодекса, кому выгодны такие налоги и что они стимулируют.
Сегодня государство установило такую систему налогов: НДС – 18%, ЕДС – 35,6%, подоходный налог – 13%, налог на прибыль – 24%, налог на имущество предприятий – 2,2 %.
Что и кого стимулирует, спрашивается, налог на добавленную стоимость (НДС)? А он стимулирует похоть олигарха и чиновника к деньгам. НДС – это налог, который косвенно увеличивает налог на прибыль, начисления на фонд заработной платы и облагает налогом доходы полученные в виде займов, и стимулирует вывоз сырья и полуфабрикатов на мировые рынки, так как, сырьевым монополиям НДС, государство возвращает. Этот налог душит производителя товаров для внутреннего рынка, что дает возможность чиновникам и олигархам ввозить как можно больше товаров из-за рубежа и снимать с этого товарооборота свою маржу, то есть разницу между покупкой и продажей, и сдерживает рост заработной платы.
Так же в интересах сырьевых монополий и представителей крупного капитала чиновники протащили через Госдуму изменения по взиманию подоходного налога и теперь вместо прогрессивной шкалы взимания подоходного налога от 12 – 35%, что практикуется почти во всех развитых странах, мы имеем 13% для всех. О ком позаботилось наше правительство, протаскивая такой закон? Явно не о беднейших слоях населения.
На первый взгляд мы наблюдаем явный парадокс, когда правительство действует в ущерб государству, уменьшает бюджетные поступления и увеличивает доходы олигархов. Но все становится ясно, когда понимаешь, что это правительство для этого и назначено, чтобы способствовать росту крупных капиталов, а не росту бюджетных поступлений. Да и сырьевые магнаты понимают, кто им зажигает зеленый цвет, так что на благодарности не скупятся, и старания чиновников, видимо, оплачиваются очень щедро.
Введение же ЕСН (единого социального налога) вообще показало отношение бюрократии к народу, и их понимание существующих отношений. Во-первых, нужно отметить, что все налоги социальные, но чиновники сразу обозначили, что налог на прибыль или НДС – это их доход, это то, чем они будут свободно распоряжаться, а вот вы должны еще заплатить подоходный налог на содержание армии и ЕСН, на обеспечение социальных гарантий.
Естественно, что все это бремя чрезмерных налогов, даже не беря во внимание косвенные налоги, висит огромной гирей на российской экономике и не позволяет ей устойчиво и динамично развиваться, что эти налоги способствуют оттоку финансов от непосредственных производителей в руки центральной бюрократии и олигархии, а народу не позволяет обеспечить достойный образ жизни.
Второй важной составляющей существующей системы являются монополии, которые по непонятным причинам окрестили, как естественные. Которые в погоне за прибылями становятся все более агрессивными и уже руководитель Федеральной монопольной службы Игорь Артемьев начинает говорить, что естественные монополии становятся еще более неестественные. Что же происходит? А происходит то, что монополии при поддержке и с прямым участием государства выкачивают огромные средства из всей экономики страны, обирая регионы. Руководители монополий напрямую лоббируют свои интересы, и правительство из года в год закладывает им рост тарифов. За минувшую пятилетку тарифы (регулируемые государством!) выросли на газ на 130%, на электроэнергию – на 129%.
Новый глава РЖД Владимир Якунин, который по мнению отдельных политологов должен прийти в президенты по шпалам, в открытую заявляет, что тарифы на перевозки будут расти, так как РЖД не получила запланированных 10,5 млрд. рублей прибыли. И совсем оказывается не важно, а получили ли граждане хотя бы те доходы, которые у них были в прошлом году. Им то что прикажете делать? Но их, похоже, мало волнует, как рост тарифов отражается на всей экономике страны. Мало волнует, что в результате роста тарифов на газ и электроэнергию, роста тарифов на железнодорожные перевозки и цен на бензин обанкротится или перейдет в разряд убыточных множество российских предприятий, что региональные бюджеты не дополучат налогов, а соответственно и не будут решены множество социальных программ. Их больше интересует рост капиталов монополий да рост золотовалютных запасов. И, как результат, среди 500 крупнейших компаний мира появились три российских, которые к тому же в этом году значительно продвинулись вперед. «Газпром» с 167 – го места переместился на 139-е, с доходами в 35,0895 миллиардов долларов, «ЛУКОЙЛ» перепрыгнул сразу на 80 ступеней и занимает 178 место, с доходами в 28,810 миллиардов долларов, а РАО «ЕЭС России» оказалось на 248- м месте, с 22,6029 миллиардов долларов.
Откуда же у этих компаний возникли эти доходы? И записные экономисты, члены правительства и всякого рода публицисты поясняют, что это природная рента, которая позволила значительно увеличить доходы этих монополистов, наполнить Стабилизационный фонд и увеличить золотовалютные резервы России до 149,6 миллиарда долларов. Якобы, эти доходы никакого отношения к труду российских граждан не имеют. Вот такое знание политэкономических законов демонстрируют наши правители и прислуживающие им экономисты.
В действительности же никакой природной ренты не существует. В классической политэкономии существует такое понятие как рента, которая является ничем иным как титулом собственности известного числа лиц на землю, рудники, скважины, месторождения, что и дает им возможность присваивать себе в качестве дани часть труда общества. Но нашим политикам и экономистам удобнее использовать давно устаревшую теорию физиократов, возникшую два с половиной века назад, которые и утверждали, что прибавочный продукт – это дар природы. Что наиболее плодородные земли, богатые рудники (в те времена еще не добывали нефть и газ) дают их собственникам «чистый дар природы». И у наших новых физиократов получается, что после вычета затрат на добычу и транспортировку нефти и газа, в руках монополистов и государства остается «чистый дар природы», а не часть прибавочного труда всего общества.
Сегодня правительство, чтобы эта часть прибавочного продукта общества оставался в руках власть предержащих, всячески тормозит рост заработной платы в сфере промышленного производства, удерживая законодательно устанавливаемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровне даже ниже величины прожиточного минимума и не соглашается на снижение запредельных налоговых ставок НДС и других налогов.
Положение регионов, промышленных предприятий и наемных работников усугубляется и бюджетно-кредитной политикой центра, которая строится на раскручивании инфляции и изъятии средств у регионов-доноров.
Раскручивая инфляцию, государство помогает получать сырьевым монополия дополнительную выгоду от обесценения рубля, так как они получают за тоже количество продукции, проданной на мировом рынке, больше рублей, которыми они расплачиваются, внутри страны, с поставщиками оборудования и рабочими, по старым ценам. Основная выгода этих компаний возникает из-за постоянного отставания заработной платы от роста инфляции. А государство получит дополнительную прибыль, отсекая часть сверхприбыли сырьевых магнатов.
Естественно, что в результате такой политики центра у населения снижается покупательная способность. Реальные заработные платы, пенсии, пособия, стипендии уменьшаются, сжимаются региональные бюджеты, беднеют регионы. В тех же регионах, так называемых донорах, где еще доходы превышают расходы, центр изымает половину, а в некоторых и более, якобы для поддержания убыточных.
Спрашивается, а зачем центр это делает? Во-первых, не надо забывать, что государство причастно к существующим монополиям и поэтому чиновники участвуют в дележе прибылей этих монополий. А, во-вторых, чтобы управлять, выстраивать вертикаль власти, сохранять власть за собой. И тот же Дмитрий Козак открыто об этом говорит: «Кто дает деньги, тот ими и должен управлять». Вот и получается, что сначала центр делает регионы убыточными, а потом полностью ставит под свой контроль региональную власть, чтобы иметь возможность быстро ликвидировать всякую возможность протеста против такой политики центра.
А то, что данная вертикаль власти погрязла в коррупции, и, что за четыре года коррупция в России выросла почти в десять раз, как было заявлено в аналитическом докладе ИНДЕМ, это все мелочи жизни, на которые, видимо, не стоит обращать внимание.
Виталий Глухов
21.10.2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий