Летом 1999 г. состоялся II Российский философский конгресс. Проходил он в столице Урала – в Екатеринбурге. Мыслящая отечественная общественность подводила там мировые итоги.
… Еще каких – ни будь десять лет тому назад так называемая мировая система социализма владела от 1/3 до половины всего мирового общественного богатства. Ее главный отряд – советская социалистическая бюрократия / партийная, советская, хозяйственная / - в своем составе имела весьма специфическое подразделение, а именно: славное и заслуженное начальство Среднего Урала.
Урал – опорный край державы. Что сие значит?
Для Карла XII – сокрушительный огонь русских пушек под Полтавой. Для Англии – вдоволь русского железа, которое позволило ей стать «мастерской мира». А для Гитлера он обернулся броней уральских танков, о которую под Москвой, Сталинградом и Курском он разбил свой медный лоб всемирного русофоба.
Отсюда – уникальный, так сказать, «железный» характер уральского начальства, его суперцентрализм, послушание младших старшему, доверие к нему местного населения, которое /доверие/ замешано на убеждении в том, что твой начальник – это уж, конечно, державник, а не кто ни будь там еще, и заведомо плохого он не сделает.
Так что исторически вовсе не случайно, что Главный Штаб уральского начальства – Свердловский обком КПСС – в главном своем составе оказался у государственного штурвала в Кремле!
О том, как к этому факту следует сегодня относиться – знает ныне каждый. Но бесконечно важно при этом знать, кто был, есть и до сих пор остается «духовным наставником», воспитателем, идейным вдохновителем и «ученым советником» этого уникального для современной отечественной истории отряда железных советских социалистических управленцев.
Так кто же они те, что, выражаясь популярно, «пинали дверь» в кабинеты Свердловского Обкома КПСС? Кто держал в академической узде многотысячный идеологический актив, в партийной же узде – актив академический, и получал к юбилею поздравительные грамоты от местного КГБ?
Исторически точное, научное наименование этому специфическому коллективу, сыгравшему теневую и роковую роль в трагической судьбе России, СССР, лагеря социализма, мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, звучит так – «уральская философская школа». Кстати сказать, так же, не без гордости до сих пор, называют они себя сами.
В полной конгениальности с виднейшей академической фигурой Запада – Збигневом Бжезинским – несколько десятилетий «поработали» ее главные функционеры и организаторы: деканы философского факультета Уральского Госуниверситета М.Руткевич, К.Любутин, В.Скоробогатский, Б.Багиров, А.Перцев. …А.Касван и Г.Бурбулис – их благодарный кадровый вклад в со-творческую лабораторию маститому американскому коллеге польского происхождения.
Что именно происходит в голове советского социалистического начальника, когда он, по «свежим» веяниям времени, из красного директора превращается в дельца–капиталиста – об этом наш журнал уже писал /См. письмо журнала «…ИЗМ» в ЦК Компартии Греции , № 1 /6/ 1998 г./ А вот что же /и как?/ происходит в голове профессора – обществоведа, который «от имени» Академии и «по поручению» идеологического секретариата Компартии ведет по жизни этого начальника? Толкает его из крайности в крайность при полнейшем послушании последнего. А когда вместо веселой «свадьбы в Малиновке» получается всеобщее горе и разорение (=перестройка и реформы), горе-профессор прячется за спину своего «аппаратного» подмастерья …
О том, как устроена душа Самого Мастера, какими мятежными страстями она пленена, делая заложником взбесившейся Доксы все общество, и повествуют тезисы доклада «Педагогика как смысл или мудрость».
… Наш проницательный читатель, конечно же, не сомневается в педагогической сущности марксизма.
Однако, сегодня марксизм, в парткоме и опекающей его кафедре, потерпел ту же методологическую и жизненную катастрофу, что и сама педагогика. И потому оба они вплотную стоят перед общей задачей, а именно: перед СОФИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ ЧЕЛОВЕКА и в педагогике, и в марксизме и в самой нынешней жизни. Ведь предательство Истины и там и там совершено по одним и тем же законам. И /что самое интересное!/ одними и теми же людьми. «Уральская философская школа», полагает академическая общественность, умудрённая жизненными уроками последних 10-и лет, составляет их весьма – весьма «заслуженный» авангард.
Так что голодные учителя г. Красноуфимска, яростно пикетируя здание бывшего партийного штаба нынешней кремлевской команды реформаторов, борются сегодня не столько за зарплату, сколько за то, что выше зарплаты – за Истину единую и неделимую, как для честного педагога и не запятнанного «академическим» мародёрством преподавателя высшей школы, так и для настоящего философа-марксиста.

ПЕДАГОГИКА КАК СМЫСЛ ИЛИ МУДРОСТЬ.
Введение в софиологию: «Все» - это «единое» или «многое»? Мудрость есть все, но не все есть мудрость; Философия, софиология, софистика; софиология, софиогенез, софиология детства, софиология образования, софиологическая реабилитация человека; софиологическая архитектоника науки и человека: система техническая и архитектоническая; софиологическая категориальность – архитектонический Смысл как гимнастика и игра Истины с собою самой; софиологическая характерология; первичность художественной литературы и теологии перед психологией и психиатрией; софиологическое обществознание: диалектическая логика первична, а социология – вторична; софиология богатства; софиография жизни; диалектическая дидактика: мудрость как «правило всех правил», а всякая наука – прикладная логика; логическое: Логос – Смысл – Речь; Смысл как язык, а язык как «самоговорящее бытие коллектива» /К.Маркс/ и как Сказ /П.Бажов и М.Хайдеггер/; текст и контекст: дар речи, молчание, немота, умолчание и тайна;
Софиологическая педагогика; педагогическая архитектоника диалектики мифа; педагогическая архитектоника мифологии рассудка: макроэкономика, психодиагноз, медикаментозное психолечение, клиническая социорепрессивность, первичность психолога перед педагогом в школе…; космополитизм как обобщенная формула мифологии рассудка: беременная Докса или недоношенная Истина; правда и Истина; педагогика превращенных форм – власть социологии над диалектической логикой; смысл и предмет; архитектоника софиологической педагогики: воображение – рассудок – разум – мудрость; - души – архонты – герои – гении – демоны – ангелы – архангелы – начала – власти – силы – господства – престолы – херувимы – серафимы; софиология и теология: единство Единого как союз Техне, Христа и Софии; «Титаник»; перцепция и апперцепция: деятельность как само-деятельность, а субстанция как субъект; педагогическая сущность христианства; закон конкретности Бога и Человека; конкретность Жизни в педагогической софиологии: Хаос – Космос – Эрос – Логос – Абсолют – Универсум; Абсолютная Истина и типичные посягательства на нее: плюрализм, редукционизм, натурализм, психологизм, социологизм, позитивизм…; красота против Истины – эстетический соблазн; эстетика и софистика самой жизни: Герм – Афродитизм; эстетика против софистики – бунт на коленях?! Красота спасет мир…;
Софистика и эстетика: прекрасность Единого и единство Прекрасного; демоническая роль социологического релятивизма в эстетике, обществознании и человекознании; понятие и чувственная схема – символ – миф; слово как живое существо, т.е. кошка – это молчаливая филология, а филология – это «говорящая кошка»;
Архэ и Культ личности ближайшего Начальства; теоретическая софиология: «социальное животное как Человек» или Начальство ради Архэ, так как Истина — первична, а начальство — вторично; эмпирическая софиология: «человек как Социальное Животное» или Архэ ради Начальства, так как Начальство первично, а истина вторична; бюрократия как эмпирический софос;
Софиологическое искусствоведение: казачество как любовь к Родине без /или против/ разрешения Начальства; начальник – бюрократ – атаман; Единство Родины и Отечества – героизм; софистический эстетизм: Отечество без родины или Родина против отечества – смятенная душа героизма; Белоруссия, Россия и Украина после 1991 года; ребенок — начальство суть Отечества, а отечество как «часть» Родины; мальчик и девочка – пол как категория Абсолютной Истины; Василий Розанов, Отто Вейнингер, Владимир Набоков и Алексей Лосев; русская, немецкая и греческая философия: Абсолютная Истина как Единство Единого и Многого; философия пола и пол философии: диалектический материализм и диалектический идеализм, система философии и метод, История философии и Логика, сознание и мышление…; позитивизм – вздорная баба философии; Диамат – женский модус диалектической философии; является ли марксизм гегельянством?; Советский диамат – «Лолита» диалектического идеализма; «Уральская философская школа» /1966 – 1999/ - позитивистский вариант советского диамата /М. Н.Руткевич, К. Н.Любутин, Л. Я.Рубина, А. В.Гайда, В. В.Скоробогатский, Б. Б.Багиров, А. В.Перцев, В. В.Ким, Н. Н.Целищев, А. Ф.Еремеев, Г. П.Орлов, В. А.Панпурин, Г. Е.Зборовский, Ю. Р.Вишневский, Н. А.Воронин, С. Н.Стародубцев, А. А.Баталов … Г. Э.Бурбулис/; главные максимы уральской философской школы: марксизм без … Маркса, философия без … мышления, этика без … нравственности, эстетика без … чувства прекрасного, политэкономия без … русского хозяина общественного богатства, исторический материализм без … философии, научный коммунизм без … коммунистического мировоззрения, социализм без … рабочего движения, культ личности начальства вместо … Истины;
Софиология и софистика; правда ради Истины, правда вместо Истины, правда против Истины; трансфинитивная софистика = финитивная диалектика дурной бесконечности /смысл как «социальная вещь», а рабочая сила как жизненный Идеал/; трансфинитивная софистика Единого и Многого как безразлично определенное тождество философии /Истина/, теологии /Бог/, науки /объективная Истина/ и софиологии /Абсолютная Истина/;
Трансфинитивная софистика как «объективная мыслительная форма» /К.Маркс/ мировой доксакратии;
Трансфинитивная диалектика как «бесконечно логическое» /Г.Гегель и С. Б.Церетели/ и дефиниция «истинной бесконечности», а именно: полития – Царство Божие – коммунизм – софиум /соответственно Сократ, Иисус Христос, Карл Маркс/; «рассудок – Божья благодать» /Г.Гегель/, а время – это рассудок Вечности; «Эон – дитя на престоле, играющее в пессейю, ребенку принадлежит царская власть» /Гераклит/;
Эон и меон: политика – царство от мира сего – буржуазное общество; «буржуазность без буржуазии» - меон в эйдосе; «право для того, чтобы быть равным должно быть неравным» - эйдос в меоне, т.е. справедливость; бригадный подряд – «Договор по совести» /Владислав Сериков/ или Благо как разрешенное противоречие «реального – материального», «идеального – нереального» и «материального – формального»…: «не только философия должна стремиться к действительности, но и действительность должна стремиться к философии»: жизнь как орган философии /Г.Гегель/, а философия как орган жизни /К.Маркс/ или тождество марксизма и гегельянства как диалектика мифа /диалектика – логика – социология – мифология/; перестройка как частная собственность на бригадный подряд, а именно: бригада телевизионщиков вместо рабочей бригады; Александр Лившиц вместо Димы Горина; классовый подход против диалектического материализма или Л. М.Каганович и М. Н.Руткевич против А. Ф.Лосева, Э. В.Ильенкова и В. К.Бакшутова;
Софиократия и докса – кратия: общественное мнение, рынок, социология, биржа, журналистика, суд присяжных, психология, консилиум и Ученый совет – голосование самой … Истины!; кадровая политика кафедры: Докса против Софии; доксократ как агент мифологии рассудка: хулиган, бюрократ, космополит…; Русская идея и коммунистический Эйдос как трансфинитивные антиподы доксакратической мифологии, а именно: русский патриот «должен» быть антикоммунистом, а советский коммунист «обязан» быть русофобом; политология – цивилизация выше Жизни;
Политика и полития; полис и поколение; поколение как совпадение софиогенеза и софиогонии; дефектология – конфликт поколений; социум и софиум: софиология социума и социология софиума; отдел кадров как софиография жизни: софистический потенциал автобиографии; «навешивание ярлыков» - не классовый подход; социологизм как превращенная форма фило – Логии: знак против значения, значение против смысла; знак вместо смысла – демонизм и наркомания; свобода слова или журналистика как докса – кратическая филология; софиология – состоявшееся единство филологии и философии: совпадение Логоса и Софии как смерть доксакратии или разрешенное противоречие Ветхого и Нового Заветов; Библия – единство Книги и Жизни, то есть образование; Образование – воспитание Царя в голове, а софиология образования – царская наука о само-управлении; Полития – самоуправление как архитектоническая завершенность Государства; политика – самоуправление как саморазрушение государства; Метафизика Государства – «Сказка о рыбаке и рыбке» или: женское начало государства – «Кармен», мужское начало государства – «Аниськин»; Елизавета и Мария Стюарт – потрясенная метафизика Нового времени; Людовик XVI: абстрактный рассудок «дурной метафизики» - гильотина; Паша Ангелина – ответ И. Сталину: метафизика должна быть… конкретной! Россия – XX век: между метафизикой «дурной» и «конкретной» … «Свадьба с приданным»;
Образование, государство и богатство как органы национальной гениальности; Царь в Голове: знание – незнание – молчание /Дионисий Ареопагит/; архитектоника национального Гения: софос – биос – этос – этнос – топос – пафос – патос – эпос – мелос – технос – архэ – мистагогос – дискурс – соматос – теос – эйдос…; экономическое богатство как продуктивный акт национальной гениальности: единство труда «конкретного» , «абстрактного» , «всеобщего» и «всемирно – исторического»; метафизическое все – единство способностей народа в политэкономии и образовании /Аристотель , А.Смит, Г.Гегель, И.Дицген, И. А.Ильин, Э.Ильенков/; Софиум и национальный Гений: мировой рынок как «кви про кво» /одно вместо другого/ «национального» и «гениального»; смысл и энергия: возрождение как смысловой акт национальной гениальности; разруха как кви про кво внесофийной педагогики, разрушающей единство книги и жизни – монетаризм; талант – архитектоническое место в системе гениальности; русская гармошка – конгениальность русского и немецкого национального Гениев; Шеллинг и Чаадаев, Пушкин, Гегель и Иван Ильин; Янтарная комната или «В окопах Сталинграда» /Виктор Некрасов/; Калиниград – Кенигсберг: Иммануил Кант … русский философ?!
Возрождение без гениальности и таланта – очередная разруха; устоит ли против софистики сомато- , психо-, социо-генеза воспитания педагогика без Логоса?; методика без … Царя в голове – трансфинитивное «единство» кафедры и школы; «Русский Логос» как филологически точная формула софиологии возрождения и возрождения софиологии;
Русские как «часть» русско – язычных или логический субъект в роли предиката своего собственного предиката; Всечеловечность русского национального Гения или рассудочная «логика» превратных форм;
Русская речь как разрешенное противоречие: Закона и Благодати, русского Софиума и русско – языкого социума, диалектики мифа и мифологии рассудка, софиократии и доксакратии = софиологическая революция;
ЖАЖДЕТ ЛИ ЛОГИКИ современный педагог?!
«Копи Царя Соломона» /Ч.Норриса/; русский, немецкий и греческий языки как классическая речь Софии; Алексей Лосев о «Человеке в футляре» А.Чехова; «русский мат на английском языке» /Литературная газета/ как доксологическая софиократия или доксакратическая софиология;
«Волоколамское шоссе» Ал.Бека или русская тайна Мартина ХАЙДЕГГЕРА…


Валерий МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук


Апрель-май 1999 г.

ОПУБЛИКОВАНО в сокращенном виде под названием «ПЕДАГОГИКА КАК СМЫСЛ» в сб.: «ДЕТСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ. БОГОСЛОВИЕ И КУЛЬТУРА. (Возрождение софиологии и софиология возрождения на Урале). Екатеринбург 1998 г. тираж 100.