Практика "отката" пронизывает всю экономику
Экономист Олег Сухарев о возмущении Владимира Путина вопиющей коррупцией в сфере дорожного строительства …
Как сообщалось, 8 октября в Новосибирске Президент России Владимир Путин провёл заседание президиума Государственного совета по вопросу совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны.
Президент, в частности, заявил: «Ещё одна проблема – необоснованный рост цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы, проще говоря – гравий, песок, щебень и так далее. О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже ещё порой официально не объявляли, есть только планы, а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены.
Надо ещё в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели, которые себя ведут таким образом. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы.
Для справки могу привести [данные], что рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46 процентов, на песок – 79,7 процента. Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая, о чём мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20–30 процентов, на песок – до 90 процентов. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40 процентов. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей».
Поднятую Президентом России проблему анализирует в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев:
Это не простой вопрос, потому что президент выступил вчера абсолютно правильно. Это явление, выражающееся в «необоснованном» подорожании щебня, гравия, песка, и других компонентов, которые используются для строительства дорог, является, конечно, выражением инфляции в стране (само вносит взнос в общую инфляцию). Но они дорожают, значительно опережая инфляцию, а это является отражением монополизма.
В условиях монополизма развертываются также различные теневые сделки. Практика «отката» пронизывает всю экономику. Все естественные монополисты, сырьевые секторы, большинство контрактов в бизнесе и многие бюджетные программы предполагают некую величину «отката». Причин здесь много. У меня в двухтомнике «Институциональная теория и экономическая политика», первый том которого написан в 2001, а второй – в 2005 году, изданный в 2007 году, целый параграф посвящен описанию явления и возможным действиям по преодолению отката (своеобразная теория «отката»). Поэтому здесь нет времени подробно останавливаться на этом (лучше прочесть, второй том есть на моём личном сайте).
Президент РФ в своих оценках исходит, конечно, из благих побуждений, он правильно видит проблему. Ему аналитики и консультанты описывают эту проблему верно. Но, по существу, рассуждения такого типа заводят в тупик – такой парадокс. Почему? Да потому что конкурентная среда не может быть создана в российской экономике быстро и в этом секторе (строительство дорог), особенно где дороги надо строить в сибирских районах, на Дальнем Востоке.
Например, вспомните, как хотели создать конкуренцию в электроэнергетике, реформируя РАО-ЕЭС, и что? Это снизило рост цен на энергоносители? Ничего подобного. Был такой профессор, доктор технических наук, заместитель министра энергетики Кудрявый. Он категорически, насмерть встал против этой реформы. Причем обоснованно привлек энергетиков, специалистов-отраслевиков. Они доказывали в передаче «Момент истины» Караулова и других передачах конца 90-х – начала 2000-х годов, что этого делать нельзя и что? Да убрали зам. министра. И Чубайс все равно проводил эту реформу. Вот проблема России. Почему Чубайс проводил реформу без всяких экономических обоснований, почему никто не обратил внимания на иную точку зрения, которую намеренно обесценили, а людей убрали с постов. Я бы назвал это «не замечанием ума» и формулой «а мы и сами с усами». Плачевный итог затем выражается в выступлениях Президента страны, спустя годы – но ничего же не меняется по существу.
Структура экономики такова, что она провоцирует затраты, причём имеются откаты, она с высокой коррупционной составляющей. Почему существуют откаты и коррупция, да потому что люди живут одним днем, после нас хоть потоп. Такая психология навязана, такая государственная рыночная идеология развивалась – «купить-продать, купить-продать». Нажиться, построить коттедж, купить автомобиль – предел мечтаний и счастья. Не сделать научное открытие, разработать чертежи, новые типы операций на сердце, позвоночнике, почках, а купить – продать, вот и всё! Отсюда и сильная мотивация для откатов, при плохой организации институтов. Профессор - самый нищий и униженный человек. Проститутка — самый высокооплачиваемый и достойный человек. Две ночи – и месячная зарплата профессора.
Как можно в такой ситуации развивать экономику, рассказывая сказки про инновации? Это не столько экономическая проблема, здесь же проблемы государства, идеологии и культуры, в том числе культуры экономической политики, идеологии хозяйствования. Нельзя стремиться к прибыли и только к прибыли. Это не та установка. А она вписана в уставы всех фирм. Она доминирует сейчас поведение. Поэтому продавцам гравия наплевать на все, им наплевать на дороги. Они диктуют цены, у них гравий, его никто не производит кроме них, не поставляет. Они будут диктовать свою цену.
Бороться с этим нельзя шапкозакидательством. Борьба с этим состоит не только в создании конкуренции. Только этим ничего не решить. Здесь надо бороться на идеологическом фронте и выстраивать идеологию хозяйствования. Надо формировать структуру рынка, проводить мероприятия макроэкономической политики, чтобы сдерживать рост издержек, включая трансакционные, противодействовать откатам и коррупции, ввести простые и понятные институты, мотивирующие агентов, делающие их работу легальной.
Я перечислил несколько позиций, не расшифровывая. Но каждое требует расшифровки и детализации. Ваш покорный слуга и многие известные российские экономисты писали об этом. Но все они не слышны.
Выступление Президента резкое, дай Бог, чтобы оно дало толчок в этом вопросе на системной основе, а не на уровне ошибочного создания якобы конкуренции, которая понизит цену. Понятно возмущение президента. И людям, которые десятки лет пишут об этой проблеме, также всё понятно.
Пора заняться решениями. Но если либералы опять сведут все к конкуренции? Представляете, наплодить фирмочек, которые конкурировали бы по гравию в Сибири. Это абсурд, вызывающий только улыбку.
Для Сибири, для таких расстояний, у нас издержки будут все равно больше, чем в Канаде. Хотя и по климату мы похожи. Но протяженность у нас выше. Мы изначально в худших условиях, что потребует больших издержек. Освоение Арктического шельфа тоже потребует издержек выше в среднем, чем Канада может тратить, потому что придется тратиться на технологии, многих из которых у нас нет. Они закупаются, мы зависимы от них. Также при освоении сибирских просторов построение дороги происходит на грунте в условиях мерзлоты, или каких-либо особенных условий почвы, и перепаде температур. При строительстве таких дорог требуется совсем иная технология. Необходимо определиться с сеткой дорог, оптимизировать это, обеспечить выбор между железнодорожным, автомобильным воздушным и судоходным транспортом.
Задача не только экономистов, но и юристов, силовиков и правительства минимизировать коррупционную составляющую. Мы можем предложить только какие-то стимулы, т.е. изменение институтов, которые стимулировали бы легально работать. Необходимо убрать лазейки и возможности для коррупционных схем.
Источник: ruskline.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий