Три беды России: жилье, кредиты и дороги
Российские
чиновники распространяют приятные новости. Оказывается, правительство
выполнило антикризисный план на 60%. Оказывается, «дно» кризиса
пройдено (и откуда он вообще взялся, обещали-то рост?), а главное —
подъем экономики уже близко. Он как-то сам собой наступит в 2016 году,
и будет сначала слабым, а потом более уверенным.
На беду борцов с кризисом из экономического блока правительства никто не радуется «благим вестям». Мешает продолжающийся спад в экономике, снижение реальных доходов населения, ослабление курса рубля, падение мировых цен на нефть, паника на китайской бирже. Еще добавляют тревоги проблемы в ЕС, а заодно кризис на Украине. Похоже, Россия идет по пути этой соседней страны. Там тоже сперва было замедление экономики, потом обвал гривны, а следом — явный развал производства.
Однако повторять украинский кризис занятие недостойное, особенно когда повторение это становится все более явным, несмотря по позитив от чиновников. Потому стоило бы всерьез обсудить антикризисный план, который не сводился бы к простому расходованию денег. «Война санкций» позволяет России освободиться от пут ВТО: США и ЕС грубо нарушили базовые положения о «свободной торговле», что дает нам право в ответ приостановить членство страны в ВТО, изменив таможенную политику. Запрещать же ввоз продуктов, когда нужно повышение таможенных пошлин, занятие бесполезное.
Для победы над кризисом не требуется много времени. Требуется принимать меры неправильного — с точки зрения либеральных экономистов, порядка. Достаточно повести работу по нескольким направлениям, чтобы отечественная экономика развернулась от сокращения к росту.
Во-первых, необходимо развернуть жилищное строительство. Эксперты Кафедры политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова еще в начале 2015 года предложили за казенный счет построить 4 млн. квартир по всей стране и предоставить их гражданам в кредит на длительный срок, без наценки и первоначального взноса, всего под 2−3%. Это перезапустит строительную отрасль. Важно только, чтобы техника и материалы были российскими. Тогда эффект мультипликатора получится для большего числа отраслей национального хозяйства.
Как только экономика начнет выходить из пике, можно будет пойти на второй шаг — удешевить кредит без угрозы нового обрушения курса национальной валюты. А удешевлять нужно самое малое до 5−6%, введя законодательный запрет на ссудный процент выше 7%. Ростовщичество должно стать уголовным преступлением.
Третья составляющая антикризисного плана, это развитие транспорта и инфраструктуры. Без этого жилищное строительство будет выглядеть странно, да и просто не пойдет. Дома возведенные в полях годятся для спекулятивного размещения капиталов, людям же они не нужны. Дело государства обеспечить строительство дорог, прокладки трубопроводов, открытия новых школ, детских садов и поликлиник. Однако здесь нужен отказ от проводимой командой Ольги Голодец «социальной» политики по уничтожению остатков социального государства. Напротив, требуется развивать коллективное потребление на основе ренессанса социального государства, развертывания социальной политики.
Это важно для экономики. Это еще один источник ее оживления.
В сфере транспорта можно получить не меньший эффект. Здесь нужно не обсуждать годами строительство одной скоростной железнодорожной линии, а развернуть прокладку десятков веток по всей стране. Также целесообразно начать массовое производство гражданских самолетов и вытеснять ими (сперва на внутренних линиях) суда иностранного производства. Необходимо обновление водного транспорта.
На этом фоне выделяется еще одна непростая задача. В российских городах царит хаос в общественном транспорте. Он не соответствует современным требованиям. В Москве разворачивается реформа городского наземного транспорта, и она уже меняет ситуацию, так как меняли ее аналогичные реформы в Лондоне, городах Германии и Австрии, а также в Сингапуре. Суть реформы в том, чтобы наложить на обширную городскую среду надежно работающую, единую систему общественного транспорта. Здесь Департамент транспорта столицы дает пример того, как нужно менять транспортные порядки в других больших городах страны. Особенно важным это может оказаться, если в антикризисных целях развернуть строительство новых жилых кварталов.
Продажа личных автомобилей играла важную роль в оживлении экономики России 2010−2012 годов, как и до обвала 2008 года. Дело кончилось пробками, жуткой экологической ситуацией и еще большим хаосом в мегаполисах страны. Функционал личного автомобиля должен измениться. Его нужно использовать для поездок из города, но не для постоянных перемещений в нем. А реформа общественного транспорта по всей стране в рамках антикризисной политики должна заменить старые автобусы и микроавтобусы на новые, унифицированные, надежные, удобные и безопасные, как это делается ныне в Москве. Это даст загрузку производству, одновременно упорядочив городскую среду. Частных перевозчиков нужно интегрировать в муниципальную систему, подчинив новым правилам, что будет означать конец анархии.
Если говорить об экономике в целом, то наступление на рыночную анархию — вот главное дело антикризисной политики. По сути, нам необходим переход к рыночному планированию, к управлению хозяйственными процессами в стране. Пока же мы видим политику дерегулирования и демонтажа социальной сферы, что, естественно, будет в 2015—2016 годах работать на усиление кризиса. А в слабой экономике не может быть сильной валюты. Потому рубль обречен слабеть.
Конечно, есть еще надежда на чудо. Вдруг цены на нефть опять пойдут вверх? Вдруг поднимутся до 100, а потом до желанных, давно обещанных 200 долларов за баррель? Тогда уродливую модель отечественной экономики удастся сохранить. Однако это крайне сомнительный сценарий. В пользу его не видно аргументов. Скорее нам придется самим начать решать собственные хозяйственные проблемы, и тогда чудо будет создано — Россия вернется на путь индустриального и общего развития.
Автор — руководитель Центра экономических исследований ИГСО
На беду борцов с кризисом из экономического блока правительства никто не радуется «благим вестям». Мешает продолжающийся спад в экономике, снижение реальных доходов населения, ослабление курса рубля, падение мировых цен на нефть, паника на китайской бирже. Еще добавляют тревоги проблемы в ЕС, а заодно кризис на Украине. Похоже, Россия идет по пути этой соседней страны. Там тоже сперва было замедление экономики, потом обвал гривны, а следом — явный развал производства.
Однако повторять украинский кризис занятие недостойное, особенно когда повторение это становится все более явным, несмотря по позитив от чиновников. Потому стоило бы всерьез обсудить антикризисный план, который не сводился бы к простому расходованию денег. «Война санкций» позволяет России освободиться от пут ВТО: США и ЕС грубо нарушили базовые положения о «свободной торговле», что дает нам право в ответ приостановить членство страны в ВТО, изменив таможенную политику. Запрещать же ввоз продуктов, когда нужно повышение таможенных пошлин, занятие бесполезное.
Для победы над кризисом не требуется много времени. Требуется принимать меры неправильного — с точки зрения либеральных экономистов, порядка. Достаточно повести работу по нескольким направлениям, чтобы отечественная экономика развернулась от сокращения к росту.
Во-первых, необходимо развернуть жилищное строительство. Эксперты Кафедры политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова еще в начале 2015 года предложили за казенный счет построить 4 млн. квартир по всей стране и предоставить их гражданам в кредит на длительный срок, без наценки и первоначального взноса, всего под 2−3%. Это перезапустит строительную отрасль. Важно только, чтобы техника и материалы были российскими. Тогда эффект мультипликатора получится для большего числа отраслей национального хозяйства.
Как только экономика начнет выходить из пике, можно будет пойти на второй шаг — удешевить кредит без угрозы нового обрушения курса национальной валюты. А удешевлять нужно самое малое до 5−6%, введя законодательный запрет на ссудный процент выше 7%. Ростовщичество должно стать уголовным преступлением.
Третья составляющая антикризисного плана, это развитие транспорта и инфраструктуры. Без этого жилищное строительство будет выглядеть странно, да и просто не пойдет. Дома возведенные в полях годятся для спекулятивного размещения капиталов, людям же они не нужны. Дело государства обеспечить строительство дорог, прокладки трубопроводов, открытия новых школ, детских садов и поликлиник. Однако здесь нужен отказ от проводимой командой Ольги Голодец «социальной» политики по уничтожению остатков социального государства. Напротив, требуется развивать коллективное потребление на основе ренессанса социального государства, развертывания социальной политики.
Это важно для экономики. Это еще один источник ее оживления.
В сфере транспорта можно получить не меньший эффект. Здесь нужно не обсуждать годами строительство одной скоростной железнодорожной линии, а развернуть прокладку десятков веток по всей стране. Также целесообразно начать массовое производство гражданских самолетов и вытеснять ими (сперва на внутренних линиях) суда иностранного производства. Необходимо обновление водного транспорта.
На этом фоне выделяется еще одна непростая задача. В российских городах царит хаос в общественном транспорте. Он не соответствует современным требованиям. В Москве разворачивается реформа городского наземного транспорта, и она уже меняет ситуацию, так как меняли ее аналогичные реформы в Лондоне, городах Германии и Австрии, а также в Сингапуре. Суть реформы в том, чтобы наложить на обширную городскую среду надежно работающую, единую систему общественного транспорта. Здесь Департамент транспорта столицы дает пример того, как нужно менять транспортные порядки в других больших городах страны. Особенно важным это может оказаться, если в антикризисных целях развернуть строительство новых жилых кварталов.
Продажа личных автомобилей играла важную роль в оживлении экономики России 2010−2012 годов, как и до обвала 2008 года. Дело кончилось пробками, жуткой экологической ситуацией и еще большим хаосом в мегаполисах страны. Функционал личного автомобиля должен измениться. Его нужно использовать для поездок из города, но не для постоянных перемещений в нем. А реформа общественного транспорта по всей стране в рамках антикризисной политики должна заменить старые автобусы и микроавтобусы на новые, унифицированные, надежные, удобные и безопасные, как это делается ныне в Москве. Это даст загрузку производству, одновременно упорядочив городскую среду. Частных перевозчиков нужно интегрировать в муниципальную систему, подчинив новым правилам, что будет означать конец анархии.
Если говорить об экономике в целом, то наступление на рыночную анархию — вот главное дело антикризисной политики. По сути, нам необходим переход к рыночному планированию, к управлению хозяйственными процессами в стране. Пока же мы видим политику дерегулирования и демонтажа социальной сферы, что, естественно, будет в 2015—2016 годах работать на усиление кризиса. А в слабой экономике не может быть сильной валюты. Потому рубль обречен слабеть.
Конечно, есть еще надежда на чудо. Вдруг цены на нефть опять пойдут вверх? Вдруг поднимутся до 100, а потом до желанных, давно обещанных 200 долларов за баррель? Тогда уродливую модель отечественной экономики удастся сохранить. Однако это крайне сомнительный сценарий. В пользу его не видно аргументов. Скорее нам придется самим начать решать собственные хозяйственные проблемы, и тогда чудо будет создано — Россия вернется на путь индустриального и общего развития.
Автор — руководитель Центра экономических исследований ИГСО
Василий Колташов
Источник: svpressa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий