Тайная работа правительства
Представители «либерального
блока» правительства остаются лидерами «антирейтинга». Таковы данные
последнего исследования ВЦИОМ, посвященного оценке гражданами
деятельности членов кабинета министров. По мнению россиян, хуже всего
сейчас работают министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка,
зам. премьера Аркадий Дворкович
и министр по связям с «Открытым правительством» Михаил Абызов. По
пятибалльной шкале они с трудом набирают «троечку». Зато выросла
популярность «патриотического блока»: работу Сергея Лаврова, Сергея
Шойгу, главы МЧС Владимира Пучкова, вице-премьера Дмитрия Рогозина и
руководителя МВД Владимира Колокольцева люди оценивают на «пятерку с минусом» или твердую «четверку».
В принципе, ничего удивительного в результатах исследования нет. Многие видят вполне конкретные результаты по реформированию силовых ведомств, да и мало кому придет в голову оппонировать последовательной линии на отстаивание национальных интересов России нашим МИД. Зато к тем, кто занимается экономическими проблемами и социальной политикой, у граждан накопилось немало вопросов. Про деятельность некоторых членов правительства у многих и вовсе не сложилось целостного представления.
В этом плане довольно показателен пример Михаила Абызова. В 1999 году в возрасте 27 лет он стал заместителем председателя правления РАО «ЕЭС России». Под началом Анатолия Чубайса Абызов работал до 2005 года, принимая непосредственное участие в деятельности реформатора. О ее результатах многие наши граждане уже сложили определенное мнение.
После ухода из РАО «ЕЭС России» Абызов основал ОАО «Группа Е4», которая должна была заниматься строительством электростанций «под ключ». Сейчас состояние фирмы экспертами оценивается как предбанкротное. Как пишет РБК, сумма претензий к Е4 составляет почти 19 млрд. рублей...
С мая 2012 года по настоящее время Михаил Абызов занимает пост «министра без портфеля» и отвечает за работу Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства». По идее, проект «Открытого правительства» направлен на то, чтобы сделать работу государственных органов понятной для граждан и одновременно наладить обратную связь между обществом и чиновниками. Это помогло бы решить сразу несколько ключевых задач, таких как снижение уровня коррупции, повышение доверия людей к бюрократическому аппарату разных уровней, объединение воедино разрозненной информации о деятельности различных ведомств. В целом, реализация концепции помогла бы сделать государство более демократическим. Можно вспомнить, как в начале своей работы в правительстве Абызов даже предсказывал скорое перемещение выборов в интернет.
О том, насколько удалось задуманное, можно судить по сайту «Открытого правительства». Увы, на портале выложены в основном лишь заявления различных официальных лиц на тему, как хорошо сделать государственный механизм открытым. То есть, фактически, реклама самой идеи «Открытого правительства», но не ее реализация. Есть на сайте, к примеру, раздел «Открытый регион/муниципалитет». Логично было бы поместить туда информацию о работе чиновников на местах. К сожалению, в разделе перечислены всего 29 регионов из 85 входящих в состав Российской Федерации. По ссылке «Москва» посетитель увидит всё те же призывы о пользе открытости, причем последние из них датированы декабрем прошлого года.
Любой интересующийся гражданин может пройти по ссылке «Открытое правительство: результаты за 2014 год». И - увидеть, что весь отчет может поместиться на одной странице. Скажем, в разделе «Контроль за госкомпаниями» весь отчет умещается всего в несколько фраз: «Сформированы 8 советов на федеральном и более 30 советов потребителей на региональном уровне. Рассмотрено более 50 долгосрочных программ развития госкомпаний. Проведен технологический и ценовой аудит крупнейших инфраструктурных и транспортных проектов (ЦКАД, БАМ-Транссиб, трасса М11, порт Сабетта и др.)». Вряд ли подобным лаконичным годовым отчетом смог бы отделаться чиновник какого-нибудь небольшого городского поселения...
Нельзя сказать, что в России вообще ничего не делается в плане повышения прозрачности работы государственных учреждений и снижения бюрократических препонов для граждан. К примеру, развивается единый портал госуслуг, и миллионы человек экономят свое время, отправляя электронный запрос или получая разъяснение по той или иной процедуре. Благодаря порталу госзакупок заметно снизились возможности для махинаций с бюджетными средствами. О положении дел и принимаемых чиновниками решениях на разных уровнях граждане могут почерпнуть немало информации на сайтах соответствующих ведомств. А вот на сайте «Открытого правительства» почему-то висит объявление, что ресурс проекта пока в тестовой версии, а новый портал лишь в процессе запуска. Так что низкая оценка работы Михаила Абызова, выявленная ВЦИОМ, вполне объяснима.
Как говорит директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев, сделать работу госорганов по-настоящему открытой для народа пока не получается:
- Сделать деятельность государственных ведомств открытой можно, но очень тяжело. Дело в том, что любой нормальный госслужащий это профессионал своего дела, а контролировать любого профессионала нелегко. Скажем, он сообщит всю необходимую информацию на сайте своего учреждения, но никто ее не поймет.
«СП»: - Готов ли к контролю госаппарат с психологической точки зрения?
- На разных уровнях и в разных ведомствах по-разному. Высшее руководство на федеральном уровне готово психологически к контролю, хотя технически и организационно еще многое не сделано. На более низком уровне чиновники пока не готовы раскрывать результаты своей деятельности.
«СП»: - Уже не первый год существует сайт «Открытого правительства», но пока он больше похож на рекламу самого проекта.
- Здесь есть две причины. Первая, меньшая, причина заключена в том, что люди, делающие сайты, привыкли их делать для рекламы. Намного более серьезная проблема кроется в другом. «Открытое правительство» это не какое-то правительство в интернете, а технический механизм, позволяющий информировать людей о деятельности кабинета министров.
И сложно представить, чтобы люди из «Открытого правительства» пришли, к примеру, к Силуанову, и он бы согласился раскрыть всю информацию о функционировании экономики. В лучшем случае - людям дадут пресс-релиз.
Как бы «наверху» не говорили об открытости власти, любое ведомство будет давать или бесполезную, или малопонятную информацию. Вот «Открытое правительство» предпочитает рекламировать само себя, дабы не давать такую информацию.
«СП»: - Есть сайт правительства со всеми постановлениями и сайт Росстата с сухими цифрами.
- От того, что гражданин прочтет два десятка постановлений и просмотрит ряд таблиц с цифрами, он не поймет, куда в целом движется страна. «Открытое правительство» необходимо для того, чтобы можно было понять смысл всего прочитанного ранее. Вот тогда будет настоящий общественный контроль.
«СП»: - Что нужно, чтобы справиться с этой задачей?
- Во-первых, нужны очень талантливые профессионалы, которые могут просто объяснять сложные вещи. Но их труд стоит дорого. Вряд ли они пойдут работать в «Открытое правительство», скорее всего они сидят в американских университетах, либо принимают решения в министерствах.
В советское время были специальные люди, которые объясняли сложные вещи гражданам и власти. Они были одновременно социологами, политологами, экономистами и инженерами.
Понятно, что никакой чиновник не хочет контроля. Но надо понимать, что общественный контроль - это контроль одной ветви власти за другой, то есть взаимный контроль одной группы профессионалов над другими. В результате получается эффективная политическая и экономическая система.
- Считаю, что на фоне задач, которые эффективно распределены между министерствами и ведомствами, функционал «Открытого правительства» теряется, - считает заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин. - Неясно, то ли «Открытое правительство» должно координировать усилия региональных и федеральных органов власти по повышению открытости, то ли должно вырабатывать для всех какие-то методические рекомендации. Получается, что этот проект избыточный.
«Открытое правительство» по состоянию на сегодняшний день не оправдывает само себя, проект получился «мертворожденным».
«СП»: - Возможно ли создание единого портала о работе органов власти?
- Государство должно ориентироваться на принцип эффективности. Скажем, портал госзакупок и так единый, он позволяет искать госзакупки по регионам и районам. Услуги для юрлиц тоже централизованы, здесь много усилий прилагает Федеральная налоговая служба. Работает портал госуслуг.
Стоит ли объединять все усилия на одном портале? Но для этого потребуется создавать отдельное министерство. В условиях кризиса это проблематично. Единственно, было бы разумно сделать портал с удобной системой поиска, как и что делать бизнесу и гражданам в разных ситуациях. Большинство вопросов вполне типовые.
- Правительство не готово делиться с гражданами информацией о своей работе и своих планах. И корень проблемы кроется не на местах, а в центре, - уверен заместитель председателя Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. - Дело в том, что ситуация с финансированием регионов, муниципальных образований постоянно ухудшается. Скажем, за последние десять лет финансирование сельских муниципальных образований сократилось в десять раз.
Поэтому на федеральном уровне все будут говорить о желании сделать жизнь людей зажиточной, но, мол, на местах чиновники плохие. Нет, управленцы «внизу» вообще остались без средств. Им обрезали все доходы, которые шли от прибыли предприятий, от зарплат рабочих и служащих, от аренды земли. Фактически все сельские муниципалитеты и городские поселения банкроты. И причина этого в тех законах, которые принимаются.
Сейчас в Госдуме идет обсуждение федерального бюджета. Он устроен таким образом, что федеральные чиновники могут проводить махинации с деньгами, а муниципальным образованиям не достается ничего. Естественно, такое положение дел хотят замалчивать. В любое село приди - там нет средств обслуживать управленческий аппарат, приди в любой район - там не хватает на элементарные социальные нужды. А на федеральном уровне говорят об отселении людей из ветхого жилья, создании миллионов рабочих мест.
«СП»: - То есть, экономическая политика правительства напрямую связана с его открытостью.
- Совершенно верно. Неолиберальная модель экономики подразумевает сокрытие от людей истинного положения вещей и создание «информационного тумана» по поводу неэффективности местных властей, хотя у них как раз денег нет.
«СП»: - Наладить связь чиновников с народом должно было «Открытое правительство».
- Многие заинтересованы в том, чтобы расхищать народное достояние, но при этом делать правильную мину, что все честные. Так что появление «Открытого правительства» меня не удивляет.
С одной стороны, в названии проекта делается упор на слово «открытое». С другой, - на портале полезной информации почти не найти. Нормально, если бы там была информация, скажем, о том, что где-то осваивается месторождение, такая-то компания получила на это деньги и по месяцам тратила их так-то. Тогда бы на портал «Открытого правительства» люди заходили и смотрели бы его.
Но у нас и федеральный бюджет не расписан нормально. Он расписан по министерствам и ведомствам. Разобраться, куда пойдут деньги на самом деле, невозможно. Взять для примера бюджет Соединенных Штатов Америки - там подробно сказано, сколько средств пойдет на тот или иной объект, какой ожидается отдача от реализуемых проектов. У нас же деньги определены министерствам, а потом они идут в какие-то коммерческие банки, проходят десятки компаний, а до отечественного производителя уже ничего не доходит.
Деятельность органов исполнительной власти должна быть открыта полностью, а не частично. Вот я занимаюсь социально-экономическими проблемами, имею статус депутата Государственной Думы. Я пользуюсь только открытыми источниками информации, закрытых у меня нет. Но все основные параметры хозяйственной деятельности в стране закрыты, их надо как-то изыскивать. Поэтому очень тяжело понять, что вообще происходит вокруг. Вся информация полуоткрыта и в то же время полузакрыта, то есть неизвестными остаются самые важные показатели.
В принципе, ничего удивительного в результатах исследования нет. Многие видят вполне конкретные результаты по реформированию силовых ведомств, да и мало кому придет в голову оппонировать последовательной линии на отстаивание национальных интересов России нашим МИД. Зато к тем, кто занимается экономическими проблемами и социальной политикой, у граждан накопилось немало вопросов. Про деятельность некоторых членов правительства у многих и вовсе не сложилось целостного представления.
В этом плане довольно показателен пример Михаила Абызова. В 1999 году в возрасте 27 лет он стал заместителем председателя правления РАО «ЕЭС России». Под началом Анатолия Чубайса Абызов работал до 2005 года, принимая непосредственное участие в деятельности реформатора. О ее результатах многие наши граждане уже сложили определенное мнение.
После ухода из РАО «ЕЭС России» Абызов основал ОАО «Группа Е4», которая должна была заниматься строительством электростанций «под ключ». Сейчас состояние фирмы экспертами оценивается как предбанкротное. Как пишет РБК, сумма претензий к Е4 составляет почти 19 млрд. рублей...
С мая 2012 года по настоящее время Михаил Абызов занимает пост «министра без портфеля» и отвечает за работу Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства». По идее, проект «Открытого правительства» направлен на то, чтобы сделать работу государственных органов понятной для граждан и одновременно наладить обратную связь между обществом и чиновниками. Это помогло бы решить сразу несколько ключевых задач, таких как снижение уровня коррупции, повышение доверия людей к бюрократическому аппарату разных уровней, объединение воедино разрозненной информации о деятельности различных ведомств. В целом, реализация концепции помогла бы сделать государство более демократическим. Можно вспомнить, как в начале своей работы в правительстве Абызов даже предсказывал скорое перемещение выборов в интернет.
О том, насколько удалось задуманное, можно судить по сайту «Открытого правительства». Увы, на портале выложены в основном лишь заявления различных официальных лиц на тему, как хорошо сделать государственный механизм открытым. То есть, фактически, реклама самой идеи «Открытого правительства», но не ее реализация. Есть на сайте, к примеру, раздел «Открытый регион/муниципалитет». Логично было бы поместить туда информацию о работе чиновников на местах. К сожалению, в разделе перечислены всего 29 регионов из 85 входящих в состав Российской Федерации. По ссылке «Москва» посетитель увидит всё те же призывы о пользе открытости, причем последние из них датированы декабрем прошлого года.
Любой интересующийся гражданин может пройти по ссылке «Открытое правительство: результаты за 2014 год». И - увидеть, что весь отчет может поместиться на одной странице. Скажем, в разделе «Контроль за госкомпаниями» весь отчет умещается всего в несколько фраз: «Сформированы 8 советов на федеральном и более 30 советов потребителей на региональном уровне. Рассмотрено более 50 долгосрочных программ развития госкомпаний. Проведен технологический и ценовой аудит крупнейших инфраструктурных и транспортных проектов (ЦКАД, БАМ-Транссиб, трасса М11, порт Сабетта и др.)». Вряд ли подобным лаконичным годовым отчетом смог бы отделаться чиновник какого-нибудь небольшого городского поселения...
Нельзя сказать, что в России вообще ничего не делается в плане повышения прозрачности работы государственных учреждений и снижения бюрократических препонов для граждан. К примеру, развивается единый портал госуслуг, и миллионы человек экономят свое время, отправляя электронный запрос или получая разъяснение по той или иной процедуре. Благодаря порталу госзакупок заметно снизились возможности для махинаций с бюджетными средствами. О положении дел и принимаемых чиновниками решениях на разных уровнях граждане могут почерпнуть немало информации на сайтах соответствующих ведомств. А вот на сайте «Открытого правительства» почему-то висит объявление, что ресурс проекта пока в тестовой версии, а новый портал лишь в процессе запуска. Так что низкая оценка работы Михаила Абызова, выявленная ВЦИОМ, вполне объяснима.
Как говорит директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев, сделать работу госорганов по-настоящему открытой для народа пока не получается:
- Сделать деятельность государственных ведомств открытой можно, но очень тяжело. Дело в том, что любой нормальный госслужащий это профессионал своего дела, а контролировать любого профессионала нелегко. Скажем, он сообщит всю необходимую информацию на сайте своего учреждения, но никто ее не поймет.
«СП»: - Готов ли к контролю госаппарат с психологической точки зрения?
- На разных уровнях и в разных ведомствах по-разному. Высшее руководство на федеральном уровне готово психологически к контролю, хотя технически и организационно еще многое не сделано. На более низком уровне чиновники пока не готовы раскрывать результаты своей деятельности.
«СП»: - Уже не первый год существует сайт «Открытого правительства», но пока он больше похож на рекламу самого проекта.
- Здесь есть две причины. Первая, меньшая, причина заключена в том, что люди, делающие сайты, привыкли их делать для рекламы. Намного более серьезная проблема кроется в другом. «Открытое правительство» это не какое-то правительство в интернете, а технический механизм, позволяющий информировать людей о деятельности кабинета министров.
И сложно представить, чтобы люди из «Открытого правительства» пришли, к примеру, к Силуанову, и он бы согласился раскрыть всю информацию о функционировании экономики. В лучшем случае - людям дадут пресс-релиз.
Как бы «наверху» не говорили об открытости власти, любое ведомство будет давать или бесполезную, или малопонятную информацию. Вот «Открытое правительство» предпочитает рекламировать само себя, дабы не давать такую информацию.
«СП»: - Есть сайт правительства со всеми постановлениями и сайт Росстата с сухими цифрами.
- От того, что гражданин прочтет два десятка постановлений и просмотрит ряд таблиц с цифрами, он не поймет, куда в целом движется страна. «Открытое правительство» необходимо для того, чтобы можно было понять смысл всего прочитанного ранее. Вот тогда будет настоящий общественный контроль.
«СП»: - Что нужно, чтобы справиться с этой задачей?
- Во-первых, нужны очень талантливые профессионалы, которые могут просто объяснять сложные вещи. Но их труд стоит дорого. Вряд ли они пойдут работать в «Открытое правительство», скорее всего они сидят в американских университетах, либо принимают решения в министерствах.
В советское время были специальные люди, которые объясняли сложные вещи гражданам и власти. Они были одновременно социологами, политологами, экономистами и инженерами.
Понятно, что никакой чиновник не хочет контроля. Но надо понимать, что общественный контроль - это контроль одной ветви власти за другой, то есть взаимный контроль одной группы профессионалов над другими. В результате получается эффективная политическая и экономическая система.
- Считаю, что на фоне задач, которые эффективно распределены между министерствами и ведомствами, функционал «Открытого правительства» теряется, - считает заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин. - Неясно, то ли «Открытое правительство» должно координировать усилия региональных и федеральных органов власти по повышению открытости, то ли должно вырабатывать для всех какие-то методические рекомендации. Получается, что этот проект избыточный.
«Открытое правительство» по состоянию на сегодняшний день не оправдывает само себя, проект получился «мертворожденным».
«СП»: - Возможно ли создание единого портала о работе органов власти?
- Государство должно ориентироваться на принцип эффективности. Скажем, портал госзакупок и так единый, он позволяет искать госзакупки по регионам и районам. Услуги для юрлиц тоже централизованы, здесь много усилий прилагает Федеральная налоговая служба. Работает портал госуслуг.
Стоит ли объединять все усилия на одном портале? Но для этого потребуется создавать отдельное министерство. В условиях кризиса это проблематично. Единственно, было бы разумно сделать портал с удобной системой поиска, как и что делать бизнесу и гражданам в разных ситуациях. Большинство вопросов вполне типовые.
- Правительство не готово делиться с гражданами информацией о своей работе и своих планах. И корень проблемы кроется не на местах, а в центре, - уверен заместитель председателя Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. - Дело в том, что ситуация с финансированием регионов, муниципальных образований постоянно ухудшается. Скажем, за последние десять лет финансирование сельских муниципальных образований сократилось в десять раз.
Поэтому на федеральном уровне все будут говорить о желании сделать жизнь людей зажиточной, но, мол, на местах чиновники плохие. Нет, управленцы «внизу» вообще остались без средств. Им обрезали все доходы, которые шли от прибыли предприятий, от зарплат рабочих и служащих, от аренды земли. Фактически все сельские муниципалитеты и городские поселения банкроты. И причина этого в тех законах, которые принимаются.
Сейчас в Госдуме идет обсуждение федерального бюджета. Он устроен таким образом, что федеральные чиновники могут проводить махинации с деньгами, а муниципальным образованиям не достается ничего. Естественно, такое положение дел хотят замалчивать. В любое село приди - там нет средств обслуживать управленческий аппарат, приди в любой район - там не хватает на элементарные социальные нужды. А на федеральном уровне говорят об отселении людей из ветхого жилья, создании миллионов рабочих мест.
«СП»: - То есть, экономическая политика правительства напрямую связана с его открытостью.
- Совершенно верно. Неолиберальная модель экономики подразумевает сокрытие от людей истинного положения вещей и создание «информационного тумана» по поводу неэффективности местных властей, хотя у них как раз денег нет.
«СП»: - Наладить связь чиновников с народом должно было «Открытое правительство».
- Многие заинтересованы в том, чтобы расхищать народное достояние, но при этом делать правильную мину, что все честные. Так что появление «Открытого правительства» меня не удивляет.
С одной стороны, в названии проекта делается упор на слово «открытое». С другой, - на портале полезной информации почти не найти. Нормально, если бы там была информация, скажем, о том, что где-то осваивается месторождение, такая-то компания получила на это деньги и по месяцам тратила их так-то. Тогда бы на портал «Открытого правительства» люди заходили и смотрели бы его.
Но у нас и федеральный бюджет не расписан нормально. Он расписан по министерствам и ведомствам. Разобраться, куда пойдут деньги на самом деле, невозможно. Взять для примера бюджет Соединенных Штатов Америки - там подробно сказано, сколько средств пойдет на тот или иной объект, какой ожидается отдача от реализуемых проектов. У нас же деньги определены министерствам, а потом они идут в какие-то коммерческие банки, проходят десятки компаний, а до отечественного производителя уже ничего не доходит.
Деятельность органов исполнительной власти должна быть открыта полностью, а не частично. Вот я занимаюсь социально-экономическими проблемами, имею статус депутата Государственной Думы. Я пользуюсь только открытыми источниками информации, закрытых у меня нет. Но все основные параметры хозяйственной деятельности в стране закрыты, их надо как-то изыскивать. Поэтому очень тяжело понять, что вообще происходит вокруг. Вся информация полуоткрыта и в то же время полузакрыта, то есть неизвестными остаются самые важные показатели.
Источник: svpressa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий