Неоднозначная инфляция
Как обесценятся наши сбережения
В первой
половине 2015 года инфляция в России достигнет двузначной величины —
это, кажется, уже неизбежно. Гражданам придется тщательней выбирать, на
чем экономить, и вспоминать способы сохранения денег в условиях быстрого
роста цен.
Оптимистическая рецессия
"Я думаю, что в первом квартале 2015 года
инфляция будет под 10%, а не за 10%",— говорил журналистам (цитата по
"Прайму") замминистра экономического развития Алексей Ведев, представляя
новую редакцию прогноза на 2015 год, рассчитанную исходя из цены нефти
Urals 80 $/барр. Это предположение придавало всей картине грядущей
рецессии (-0,8%), сокращения инвестиций (-3,5%) и падения реальных
заработных плат (-3,9%) довольно оптимистический вид по сравнению с
реальностью, где нефть торговалась ниже $70/барр. Ожидаемое ослабление
доллара до 49 руб./$ выглядело утешением для всех, кто устал наблюдать
за его колебаниями между отметками 52-54 руб. И похоже, скажи Ведев, что
инфляция превысит 10%, вряд ли этого испугались бы покупатели
авиабилетов на международные рейсы, обещавших подорожать (и в конце
концов, конечно, подорожавших) на 15% за одну ночь после рутинной
операции по корректировке расчетного курса евро Международной
ассоциацией воздушного транспорта.
Тем не менее прогноз инфляции на 2015 год
остается скромным — 7,5%, что сильно меньше и актуального, но совершенно
нереального прогноза МЭР на 2014 год (9%, при том что, по данным
Росстата, в ноябре годовая инфляция достигла 9,1%), и прогнозного
показателя, к которому склоняется Минфин (9,7%). В этом есть понятная
логика: девальвация остановится, падение реальных доходов станет
сдерживающим фактором для роста цен, заставляя поставщиков товаров и
услуг жертвовать частью маржи, а инфляция этой осени обеспечит высокую
базу для сопоставления во втором полугодии. Однако опрошенные "Деньгами"
аналитики не смогли поручиться, что в первой половине 2015 года
инфляция не окажется выше, возможно значительно, тех самых 10% в годовом
выражении. Событие обещает быть символическим: двузначной инфляции в РФ
не было со времен кризиса 2008-2009 годов.
Двигатели инфляции
Из факторов, способных вывести инфляцию на
новый уровень, девальвация — самый сильный. С начала 2014 года рубль
потерял к доллару США около 40% (и 36% к бивалютной корзине).
Руководитель управления аналитических исследований УК "Уралсиб"
Александр Головцов напоминает: "10% девальвации добавляет к инфляции
1 п. п.". Этот эффект будет сказываться на ценах всю первую половину
2015 года: он обычно действует с лагом в несколько месяцев, а основное
падение курса рубля пришлось на октябрь-ноябрь, поэтому текущие значения
инфляции отражают его только отчасти.
Второй по значимости фактор — запрет на
импорт продовольствия, введенный Россией в качестве контрсанкций.
Уровень продовольственной инфляции, по данным Росстата, существенно
вырос: в ноябре 2014 к ноябрю 2013 года — 12,6%, а год назад было 7,5%.
Косвенное давление от запрета распространилось и на товарные группы, под
санкции не подпавшие. "Мы считаем, что дополнительное инфляционное
давление от падения курса рубля и запрета на продуктовый импорт
составило в 2014 году более 3 п. п., в 2015-м ожидается более 2 п. п.
Эффект переноса падения рубля на уровень цен растянут во времени и будет
более заметен в 2015 году, тогда как в 2014-м по дополнительному
воздействию на инфляцию преобладал эффект от запрета на импорт (более
половины из 3 п. п.)",— полагает аналитик Райффайзенбанка Мария
Помельникова.
В начале 2015 года влияние этих факторов
будет усилено статистическим эффектом — низкой инфляцией начала
2014 года. И по мнению Головцова, на пике, в июне 2015-го, годовая
инфляция составит 11-12%. Впрочем, прогноз в целом по 2015 году он
оставляет на уровне 8,8%. Помельникова прогнозирует 8%.
Самые нервные цены
Непродовольственная инфляция в ноябре хотя и
ускорилась, оставалась не намного выше обычных уровней (5,9% к ноябрю
2013-го против 4,5%). Зато цены на продовольствие менялись быстро и, за
редкими исключениями, в полном согласии с санкционным списком. Мясо и
птица, вклад которых в индекс потребительских цен довольно велик
(порядка 9%), в ноябре 2014-го стоили на 18% дороже, чем в октябре 2013
года, рыба прибавила 16%, молоко — 14%, масло — 15%. По отдельным
запрещенным категориям вроде кур рост цен к 1 декабря составил почти 30%
по сравнению с предшествующим годом. Сильно из общего правила выбилась
только неподвластная санкциям отечественная гречка: по данным Росстата,
любимый резервный продукт граждан вырос в цене в 1,5 раза.
Опережающие темпы, с какими растет цена
дешевых товаров (птица дорожает быстрее говядины и т. п.), можно считать
одним из признаков смещения спроса. Помельникова отмечает и еще один
признак: "Потребление продуктов в годовом выражении падает с мая. В
октябре (более свежие данные отсутствуют) его сокращение продолжилось
темпом -0,5% год к году. Это подтверждает, что население начинает
переключаться на более дешевые продукты вслед за падением реальных
доходов".
Сильнее всего высокая инфляция, очевидно,
ударит по бедному населению, получателям пособий и социальных пенсий,
тем более что стремительно дорожающее продовольствие и так занимает
большую часть в их бюджете. На конец 2013 года доходы ниже прожиточного
минимума имели 15,7 млн россиян (11% населения), но в условиях быстрого
роста прожиточного минимума их доля, очевидно, вырастет. "Процесс
распространения бедности в связи с инфляцией захватит 2015-й и, может
быть, часть 2016 года",— полагает Игорь Поляков из Центра
макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Однако и те, чьи доходы выше, вынуждены
экономить. По опубликованным на минувшей неделе данным "Ромира", 32%
россиян признаются, что рост цен заставляет их перераспределять бюджет
(в 2012 году таких было 20%), 19% отказывают себе в некоторых продуктах
(в 2012 году — 8%), остальные экономят на одежде, дорогостоящих покупках
или развлечениях. Ни в чем себе не отказывают только 6% (в 2012 году —
7%).
Потерянный потребитель
Впрочем, перераспределение бюджетов может
означать не только необходимость экономить, но и желание сохранить
рублевые сбережения, вложив их в бытовую технику, электронику, мебель и
т. п. По замечанию Помельниковой, в последние месяцы потребление
непродовольственных товаров "даже ускорилось до 3,5% год к году" и
"концентрируется в покупках товаров длительного пользования" — сейчас
это "не менее популярный способ защиты сбережений, чем покупка валюты".
Однако это временный фактор. Выгода исчезает.
По данным департамента информационных технологий Москвы, объявившего
1 декабря некоторые данные мониторинга цен на "цифровые товары и
услуги", за осень ноутбуки подорожали на 9%, премиальные смартфоны — на
27%, навигаторы — на 46%. Вместе с тем в "М.Видео" "Деньгам" заявили,
что резкий рост цен наблюдался только на продукцию Apple. "Была
некоторая коррекция на модели, которые закуплены уже по новому курсу, но
в целом рынок остается стабильным",— пояснил представитель компании, не
преминув добавить, что "сейчас самое время сделать покупку", потому что
в первом квартале, скорее всего, цены все же вырастут, хотя и не
радикально.
Так или иначе, когда все сбережения уже будут
пристроены, под давлением инфляции население со средними доходами
начнет пересматривать стандарты потребления. И, указывает Поляков, в
некоторых секторах экономики произойдет существенное сжатие спроса.
Сократится спрос на платные услуги в образовании и здравоохранении.
Пострадают, разумеется, автопроизводители: издержки вырастут, импортные
компоненты подорожают, а реальные доходы потенциальных покупателей
упадут, в лучшем случае на 2-3%. По предварительной оценке Полякова, в
2015 году спрос на автомобили снизится по сравнению с 2014 годом еще на
10%.
"Важнейшие сегменты рынка непродовольственных
товаров, по которым среднему классу придется ужиматься,— это импортные
или качественные отечественные одежда и обувь, предметы мебели,
стройматериалы и товары для ремонта дома (на них приходится 2%
товарооборота)",— продолжает Поляков. На здоровье, по его мнению,
потребители будут экономить в последнюю очередь, но возможно сжатие
спроса на биологические добавки, дорогостоящие лекарства и медицинские
гаджеты — тонометры, пульсометры и т. п. Ничего хорошего не ждет и рынок
косметики и парфюмерии: "Здесь тоже будет сжатие. Возможно, оно будет
продолжаться до момента отскока экономики".
Эксперты полагают, что многим представителям
среднего класса в 2015 году придется делать выбор между возвратом
кредитов и потреблением, однако пока заемщики предпочитают
рефинансирование. Его доля в новых кредитах, по данным Объединенного
кредитного бюро, с июня по сентябрь выросла с 10% до 13%, при этом темпы
роста просрочки немного замедлились. По наблюдению директора по
маркетингу НБКИ Алексея Волкова, просрочка растет только в сегменте
необеспеченных займов.
Банки для сбережений
У тех граждан, которые должны позаботиться не
о сжатии потребления, а о сохранности сбережений, выбор невелик.
Головцов не советует искать счастья на фондовом рынке: "Когда на
валютном рынке такая волатильность, даже у хороших эмитентов котировки
могут сильно колебаться. Не все смогут это выдержать. 10-20% сбережений
можно вложить в сектора, выигрывающие от девальвации, например в
металлургию. Или инвестировать в фонды зарубежных рынков". А портфельный
управляющий УК "Альфа-Капитал" Андрей Дьяченко, убежденный, что акции —
один лучших способов защиты от инфляции, предупреждает, что "розничные
торговцы и финансовые институты "сейчас должны быть последними
кандидатами в портфель".
Универсальный рецепт, утверждает директор
Центра структурных исследований (ЦСИ) ИЭП имени Гайдара Михаил Хромов,—
хранить на депозите в рублях сбережения на два-три месяца потребления.
Остальное можно переложить в другие валюты, а можно поискать доходные
рублевые инструменты, с учетом того что курс с инфляцией не всегда
синхронизирован. "Ставка по депозитам до года в десяти крупнейших банках
всегда заметно выше официальной инфляции,— говорит он.— Исключением был
последний год: в конце 2013-го банки принимали депозиты на год под 8%, а
инфляция выйдет почти 10%. Но в принципе депозитные ставки сейчас
растут и будут расти еще несколько месяцев, и можно выбирать интересные
предложения".
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2619014
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2619014
Комментариев нет:
Отправить комментарий