Powered By Blogger

четверг, 22 мая 2014 г.

Депутаты против Конституции

Отмену местных выборов доверят регионам


Новость на Newsland: Отмену местных выборов доверят регионам"Эсеры" раскритиковали законопроект о реформе местного самоуправления
Очередная реформа системы местного самоуправления (МСУ), которую накануне утвердила Госдума, сегодня была одобрена и Советом Федерации. Основные полномочия по проведению этой реформы отданы субъектам РФ. Именно они своими законами станут определять, как будет формироваться система органов власти на уровне городов и муниципальных районов.
Напомним, что в одобренном Госдумой 20 мая законопроекте именно вопросам формирования местной власти отведено основное место. Главной же проблемой МСУ – финансированием его весьма обширных полномочий – решено заняться позже. В нынешних поправках к решению этой застарелой проблемы сделан лишь первый подход, связанный с правом тех же регионов определять, какие полномочия надо передавать местным властям, а какие, наоборот, забирать у них.

Как известно, в первоначальном варианте законопроекта однозначно прописывалось, что в городах, официально называемых городскими округами, а также в муниципальных районах, то есть в округах сельских, прямых выборов обеих ветвей власти вообще не будет. В смягченном итоговом варианте этот вопрос оставлен на усмотрение региональных властей.
В случае отказа от прямых выборов мэров предполагается избирать из состава представительного органа, в обязательном порядке отдавая реальную исполнительную власть сити-менеджерам, а сами эти представительные органы тоже не выбирать, а формировать путем делегирования в них определенного числа депутатов, входящих в муниципальный район поселений. Кстати, для того, чтобы установить такую систему в городах, их можно будет разделять на некие внутригородские районы, приравняв их по статусу к тем же самым поселениям.
Таким образом, делается большой шаг назад, ведь в реальной жизни движение шло как раз в другую сторону: многие бывшие районы, особенно вблизи таких мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, ликвидировали на своей территории поселения, превратившись в городские округа и таким образом сосредоточив, скажем, земельную политику в одних руках. Теперь же для решения чисто политических проблем (конфликт губернаторов и мэров региональных столиц стал уже классическим сюжетом) им предлагается опять внести неразбериху в систему управления муниципальной экономикой.
Впрочем, то, что могут быть отменены прямые выборы мэров городов и районов – это еще полбеды, хотя такое решение не слишком соответствует духу Европейской хартии самоуправления, ратифицированной нашей страной, да и декларируемому Конституцией РФ самостоятельному статусу МСУ. Гораздо хуже то, что институт сити-менеджеров вводится в обязательном порядке, хотя в последнее время муниципалитеты, установившие его у себя, столкнулись с многочисленными скандалами по линии мэр – сити-менеджер и даже губернатор – сити-менеджер. И как раз в последнее время пошла тенденция к отказу от этих наемных служащих, часто рассматривающих муниципалитет исключительно как место, где можно заработать на откатах и бюджетных махинациях.
Ну, а еще более сомнительной является возможность отмены прямых выборов депутатов городских дум и районных советов. Тем самым урезаются и избирательные права граждан, и поле для деятельности политических партий. Особенно тех, которые возникли недавно и именно на муниципальном уровне могли бы оттачивать свои стратегию и тактику, выращивая активистов и готовясь к выборам в региональные заксобрания и даже Госдуму. Напомним, что именно на втором уровне МСУ до сих пор, хотя уже и не везде, сохранялись выборы по партийным спискам, введенные в обязательном порядке при президенте Дмитрии Медведеве. И вот теперь российские партии – как новички, так и старожилы – подсекаются у самого корня. Ведь идти с партийными программами и идеологическими ценностями на выборы в поселениях не имеет никакого смысла, на этом этаже местной власти людям можно предлагать только способы решения их местных проблем, так что партийная составляющая в данных избирательных кампаниях объективно минимизирована.
Поэтому фракция "Справедливая Россия" этот законопроект не поддержала. Хотя, как уже говорилось выше, ко второму чтению решение об отмене или сохранении выборов было отдано полностью на откуп региональных властей, депутат от "СР" Михаил Емельянов пояснил: "Нас принципиально не устраивает, что этот законопроект ставит под сомнение вопрос о прямых выборах в крупных городах и муниципальных районах. Мы не доверяем местной бюрократии и считаем, что правила выборов должны устанавливаться федеральным законом".
"Эсеры" подтвердили свою позицию и перед голосованием в третьем чтении: депутат Федот Тумусов предупредил, что отмена прямых выборов ничем хорошим для власти закончиться не может. И, действительно, во всех демократических странах именно местные власти выбираются людьми в безусловном порядке. И, кстати, результат правящей в данный момент в том или ином государстве партии как раз на муниципальных выборах является твердым основанием для прогноза по выборам общегосударственного масштаба. Возможно, поэтому "Единая Россия" так и спешит их отменить. Заметим, что законопроект проводился через Госдуму очень быстро для того, чтобы нуждающиеся в срочной отмене муниципального индикатора политической температуры регионы смогли это сделать уже перед ближайшей избирательной кампанией.
Хотя "эсеры" решили не поддерживать законопроект, они все же предприняли попытку убедить Госдуму в важности своих корректирующих поправок. Однако профильный комитет ГД по вопросам МСУ, возглавляемый единороссом Виктором Кидяевым, к конструктивной работе оказался не готов. Документы с поправками обновлялись так оперативно, что, скажем, первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству от "СР" Александр Агеев по сути дела был лишен возможности представить свои поправки просто потому, что не мог добиться ответа на вопрос о том, под какими же номерами они идут.
Впрочем, в Госдуме есть примеры и более конструктивной работы. Например, на прошлой неделе "эсеры" отказались голосовать в первом чтении за инициативу об обязанности граждан РФ уведомлять структуры Федеральной миграционной службы о наличие двойного гражданства. В целом поддерживая основную идею законопроекта, "эсеры", тем не менее, обратили внимание на его явные недоработки. Например, если следовать букве этого документа, то под уголовную ответственность теоретически подпадают дети, а также граждане РФ, постоянно проживающие за границей и не имеющие возможности побывать в подразделениях ФМС просто потому, что их там нет. "Эсеры" также сочли несправедливым то, что предлагаемая законопроектом новая обязанность в полном объеме ляжет на жителей Крыма, многие из которых сейчас получают российские паспорта, оставаясь при этом и с украинскими.
Как отметил Михаил Емельянов, профильный комитет практически все замечания "эсеров" учел: дети и "зарубежные" россияне из-под ответственности выведены, крымчанам дана отсрочка до 1 января 2016 года, уведомление о втором гражданстве можно будет посылать и по почте. Поэтому фракция "СР" решила поддержать законопроект во втором и третьем чтении.

Иван Павлов
Источник: novopol.ru  
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий