Кто загнал российские регионы в долговое рабство
Сторонникам
федерализации на заметку: быть российским регионом не так уж весело и
сытно. Об этом не принято говорить по телевизору, но большинство
российских краев и областей едва сводит концы с концами, все глубже
влезая в долги.
Катастрофа близко – уже семь регионов задолжали банкам больше, чем весь их годовой бюджет. К концу года таких будет не меньше десяти, прогнозирует Центр фискальной политики.
Занимать дальше становится труднее и дороже: Минфин перекрыл регионам кислород, не давая бюджетных кредитов, а из-за геополитического кризиса и санкций российские регионы оказались выброшены с долгового рынка. Им теперь приходится идти на поклон к банкам, занимая по ставкам вдвое выше, чем привлечение ресурсов на рынке. На выплату банковских процентов в некоторых регионах уходит больше, чем на «социалку».
Откуда так быстро у регионов накопились неподъемные долги? Кто загнал их в безвыходное положение?
Нет заработка – нет налогов
Во-первых, «виновата» экономика. В нашей стране медленно но верно идет экономический спад, а он первым делом бьет по регионам. Ведь отличие от федерального бюджета, главный источник доходов регионов - это налог на прибыль предприятий. Не зарабатывают компании прибыли – нет и денег в региональной казне. Так было в кризис 2008 г., так происходит и сейчас.
В прошлом году, когда темпы роста экономики в России замедлились почти втрое (с 3,4% ВВП в 2012 г. до 1,3% ВВП в 2013 г.) регионам стало не до смеха: налоговые поступления резко уменьшились у 80% краев и областей (в 65 регионах).
Для отдельных краев и областей снижение поступлений стало настоящей трагедией. В Республике Карелия и в Чукотском АО денег от налога на прибыль стало меньше на 58%, в Вологодской области – на 46%, в Ямало-Ненецком автономном округе – на 41%, в Кемеровской и Тюменской областях – на 38%.
У многих регионов ситуация с доходами буквально повторяет печальную картину 2008-2009 годов.
Чтобы не подводить Путина
Плохо не только с поступлениями налогов. Кризис региональных финансов порожден в первую очередь непосильными обязанностями, которые на них возложило федеральное правительство. Регионы в кризис загоняет решительное требование президента Путина повысить уровень жизни врачей и учителей.
Ведь чтобы выполнить задачи, поставленные президентом в указах от 7 мая 2012 г., регионам требуется вдвое больше денег, чем заложено в их бюджетах (оценки Центра фискальной политики).
Хотя по закону центр обязан компенсировать регионам деньги на расходы, которые сам же и инициирует, но в прошлом году им компенсировали только 2% от совокупных потерь на реализацию майским указов президента, а в этом году денег на это вообще не предусмотрено.
Деваться некуда – чтобы выполнить президентские обещания, регионы вынуждены сокращать другие расходы, в том числе более важные для их развития. Но самое печальное – им приходится по уши влезать в долги, чтобы не подводить президента.
Регионы занимают деньги, не глядя на последствия. В среднем российский регион должен около 33% своих доходов, но 16 регионов назанимали от 75% до 100% доходов, а еще у семи долги превышают 100% доходов! У большинства региональных экспертов есть опасения, что в этом году таких горьких должников будет больше 10.
К 1 января 2014 г. российские регионы задолжали кредиторам 1 трлн 738 млрд руб. - по сравнению с 2008 г. их долг увеличился почти втрое.
От центра помощи не жди
По прогнозам Минфина, при сохранении существующей практики финансовых взаимоотношений центра и регионов к 2016 г. долг региональных бюджетов превысит 3 трлн руб. В первую очередь за счет банковских кредитов и размещения ценных бумаг – то есть, самых дорогих источников финансирования.
Дорогие банковские кредиты регионам приходится брать потому, что федеральное правительство в последние годы планомерно сокращает бюджетные кредиты (ставки по которым гораздо ниже) и уменьшает дотации регионам.
Неудивительно, что на обслуживание долгов региональным бюджетам приходится тратить все больше и больше. В прошлом году расходы на выплату процентов по кредитам уже превысили расходы регионов на охрану окружающей среды, стали несопоставимо больше затрат на такие важные вещи, как среднее профессиональное образование или культура. А например, в Астраханской и Вологодской областях затраты на обслуживание кредитов достигли небывалых 4% расходов бюджета –на выплату банковских процентов у них уже уходит больше, чем на социальное обслуживание населения.
Трудно себе представить, что в таких условиях регионы могут в принципе развиваться. А скоро они влезут в долги настолько, что не смогут выполнять даже самые главные обещания президента.
Правительству пора задуматься не только о спасении олигархов, но и об антикризисной поддержке региональных бюджетов.
Что делать?
Перестать уклоняться от компенсаций регионам: если центр обязывает их увеличить расходы на выполнение каких-то новых федеральных законов, регионам должны предоставляться соответствующие финансовые ресурсы.
Центр должен продолжать выдавать бюджетные кредиты регионам, чтобы помочь им справиться с ухудшением экономической ситуации и объективным снижением доходов.
А кредиты, выданные до 1 января 2014 г. рефинансировать, пролонгировать и перенести погашение задолженности по основному долгу и процентам с 2019 по 2026 год ежегодно равными долями с возможностью их досрочного погашения.
Часть финансовой помощи должна быть безвозвратной. Чем хуже ситуация в регионе и тяжелее долги, тем в большей степени чаша весов должна склоняться не в пользу кредитов, а в пользу безвозвратной финансовой помощи. Причем такой ее формы, как «дотации на сбалансированность», распределяемые на основе текущих параметров исполнения региональных бюджетов.
Это конечно потребует роста расходов федерального бюджета. Но такова цена соблюдения принципов бюджетного федерализма, установленных российским законодательством. Того самого федерализма, за который наши власти сейчас активно агитируют украинцев.
Катастрофа близко – уже семь регионов задолжали банкам больше, чем весь их годовой бюджет. К концу года таких будет не меньше десяти, прогнозирует Центр фискальной политики.
Занимать дальше становится труднее и дороже: Минфин перекрыл регионам кислород, не давая бюджетных кредитов, а из-за геополитического кризиса и санкций российские регионы оказались выброшены с долгового рынка. Им теперь приходится идти на поклон к банкам, занимая по ставкам вдвое выше, чем привлечение ресурсов на рынке. На выплату банковских процентов в некоторых регионах уходит больше, чем на «социалку».
Откуда так быстро у регионов накопились неподъемные долги? Кто загнал их в безвыходное положение?
Нет заработка – нет налогов
Во-первых, «виновата» экономика. В нашей стране медленно но верно идет экономический спад, а он первым делом бьет по регионам. Ведь отличие от федерального бюджета, главный источник доходов регионов - это налог на прибыль предприятий. Не зарабатывают компании прибыли – нет и денег в региональной казне. Так было в кризис 2008 г., так происходит и сейчас.
В прошлом году, когда темпы роста экономики в России замедлились почти втрое (с 3,4% ВВП в 2012 г. до 1,3% ВВП в 2013 г.) регионам стало не до смеха: налоговые поступления резко уменьшились у 80% краев и областей (в 65 регионах).
Для отдельных краев и областей снижение поступлений стало настоящей трагедией. В Республике Карелия и в Чукотском АО денег от налога на прибыль стало меньше на 58%, в Вологодской области – на 46%, в Ямало-Ненецком автономном округе – на 41%, в Кемеровской и Тюменской областях – на 38%.
У многих регионов ситуация с доходами буквально повторяет печальную картину 2008-2009 годов.
Чтобы не подводить Путина
Плохо не только с поступлениями налогов. Кризис региональных финансов порожден в первую очередь непосильными обязанностями, которые на них возложило федеральное правительство. Регионы в кризис загоняет решительное требование президента Путина повысить уровень жизни врачей и учителей.
Ведь чтобы выполнить задачи, поставленные президентом в указах от 7 мая 2012 г., регионам требуется вдвое больше денег, чем заложено в их бюджетах (оценки Центра фискальной политики).
Хотя по закону центр обязан компенсировать регионам деньги на расходы, которые сам же и инициирует, но в прошлом году им компенсировали только 2% от совокупных потерь на реализацию майским указов президента, а в этом году денег на это вообще не предусмотрено.
Деваться некуда – чтобы выполнить президентские обещания, регионы вынуждены сокращать другие расходы, в том числе более важные для их развития. Но самое печальное – им приходится по уши влезать в долги, чтобы не подводить президента.
Регионы занимают деньги, не глядя на последствия. В среднем российский регион должен около 33% своих доходов, но 16 регионов назанимали от 75% до 100% доходов, а еще у семи долги превышают 100% доходов! У большинства региональных экспертов есть опасения, что в этом году таких горьких должников будет больше 10.
К 1 января 2014 г. российские регионы задолжали кредиторам 1 трлн 738 млрд руб. - по сравнению с 2008 г. их долг увеличился почти втрое.
От центра помощи не жди
По прогнозам Минфина, при сохранении существующей практики финансовых взаимоотношений центра и регионов к 2016 г. долг региональных бюджетов превысит 3 трлн руб. В первую очередь за счет банковских кредитов и размещения ценных бумаг – то есть, самых дорогих источников финансирования.
Дорогие банковские кредиты регионам приходится брать потому, что федеральное правительство в последние годы планомерно сокращает бюджетные кредиты (ставки по которым гораздо ниже) и уменьшает дотации регионам.
Неудивительно, что на обслуживание долгов региональным бюджетам приходится тратить все больше и больше. В прошлом году расходы на выплату процентов по кредитам уже превысили расходы регионов на охрану окружающей среды, стали несопоставимо больше затрат на такие важные вещи, как среднее профессиональное образование или культура. А например, в Астраханской и Вологодской областях затраты на обслуживание кредитов достигли небывалых 4% расходов бюджета –на выплату банковских процентов у них уже уходит больше, чем на социальное обслуживание населения.
Трудно себе представить, что в таких условиях регионы могут в принципе развиваться. А скоро они влезут в долги настолько, что не смогут выполнять даже самые главные обещания президента.
Правительству пора задуматься не только о спасении олигархов, но и об антикризисной поддержке региональных бюджетов.
Что делать?
Перестать уклоняться от компенсаций регионам: если центр обязывает их увеличить расходы на выполнение каких-то новых федеральных законов, регионам должны предоставляться соответствующие финансовые ресурсы.
Центр должен продолжать выдавать бюджетные кредиты регионам, чтобы помочь им справиться с ухудшением экономической ситуации и объективным снижением доходов.
А кредиты, выданные до 1 января 2014 г. рефинансировать, пролонгировать и перенести погашение задолженности по основному долгу и процентам с 2019 по 2026 год ежегодно равными долями с возможностью их досрочного погашения.
Часть финансовой помощи должна быть безвозвратной. Чем хуже ситуация в регионе и тяжелее долги, тем в большей степени чаша весов должна склоняться не в пользу кредитов, а в пользу безвозвратной финансовой помощи. Причем такой ее формы, как «дотации на сбалансированность», распределяемые на основе текущих параметров исполнения региональных бюджетов.
Это конечно потребует роста расходов федерального бюджета. Но такова цена соблюдения принципов бюджетного федерализма, установленных российским законодательством. Того самого федерализма, за который наши власти сейчас активно агитируют украинцев.
Ирониченко Дмитрий
Источник: news-rbk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий