Второе октября. Третий съезд комсомола. Большинство делегатов только что вернулись с фронта или готовятся отправиться на фронт. Возраст от 17 до 20 лет. В анкетной графе «образование» преобладает краткая запись: «низшее». Но есть и такие ответы: «умею читать», «не учился в школе», «грамотный». Съезд ждёт Ленина. Получив свою осьмушку хлеба, чай с сахарином, суп и жаркое из воблы, с разных точек зрения обсуждают предстоящий ленинский доклад.
- Достанется непременно. Но речь больше пойдёт о Польше и Врангеле.
- Да нет же! Центральным пунктом будут наши союзные (комсомольские) разногласия.
- Это в докладе-то о международном положении?
- А что? Разве не решаем мы все вопросы в мировом масштабе?..
Речь Ленина на III съезде РКСМ сегодня известна каждому комсомольцу, каждому молодому человеку. Её ошеломляющее воздействие на слушателей, её всепокоряющую логику и мобилизующую силу, её страстный революционный пафос сохранили и донесли до нас воспоминания участников того удивительного события. «Учиться коммунизму» – такова его Центральная Мысль.
- Но коммунистом станешь лишь тогда, когда обогатишь себя Знанием всех тех Богатств, которые выработало человечество, - пояснил Владимир Ильич, предостерегая своих слушателей от облегченного понимания этой задачи.
«Тогда-то мы и поняли, почему за несколько минут до начала выступления, - вспоминает Александр Жаров, - Ильич, к нашему удивлению, рисовал. И нарисовал он дом с крышей, с трубой и с вывеской «Школа».
Нынешней молодежи хорошо известны ленинские уроки коммунизма. Но ведь хорошо известное еще далеко не обязательно является глубоко продуманным и понятым. Вот почему, не только тогда, но в не меньшей степени и сегодня нужна серьезная духовная работа, дабы уроки эти хорошо понять. «Коммунизм и культура» - так можно было бы обозначить важнейший из них.
Мы называем себя коммунистами. Что такое коммунист? Коммунист – слово латинское. Коммунист – значит общий. Коммунистическое общество значит – всё общее: земля, фабрики, общий труд, - вот что такое коммунизм», - разъяснял Владимир Ильич. Раньше, в старом обществе, труд отдельной семьи, труд рабочего, крестьянина или интеллигентного специалиста соединяли, обобществляли и организовывали помещики и капиталисты. Труд коммунистический – это уничтожение частной собственности на средства производства, это объединение усилий трудящегося города, деревни и работника культуры, действующих по общему плану под руководством стоящего у власти пролетариата, добавлял он.
Но коммунизм должен объединить не только живой труд сегодняшнего рабочего с трудом нынешнего крестьянина и интеллигента. На сегодняшних фабриках и железных дорогах, полях и фермах, в сегодняшней музыке и стихах опредмечен, воплощён и обновлён накопленный труд творивших до нас поколений и поколений людей. Поэтому настоящий, коммунистически организованный, творческий труд должен, помимо всего прочего, объединить живой труд сегодняшнего работника – с трудом работника вчерашнего, т.е. с трудом накопленным. (К.Маркс именовал его ещё «всемироно-историческим»).
Вот почему ВОПРОС О КОММУНИЗМЕ, поставленный по самому своему существу, неизбежно упирается в вопрос о культурном наследии прошлого. То есть, в вопрос О КУЛЬТУРЕ.
Думается, что именно этими принципиальными соображениями, а не просто академическим уважением «к старине», и был обусловлен знаменитый ленинский план монументальной пропаганды. «Надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т.п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры», - свидетельствует об этом плане вождя А.В.Луначарский. Ибо союз стоящего у власти сознательного пролетариата с «подлинными героями человеческой культуры» – непобедим!
К сожалению, это было понятно далеко не каждому молодому коммунисту.
Как раз в начале октября 1920 года проходил съезд Пролеткульта, возникшего ещё в сентябре 1917 года как независимая самодеятельная рабочая организация. Пролеткульт продолжал и после Октябрьской революции отстаивать свою «независимость», противопоставляя себя пролетарскому государству. Наибольшее развитие пролеткультовские организации получили в 1919 году, выступая со своим пониманием культуры и культурно-просветительной работы, «только для пролетариата» и «только силами пролетариата» – был их центральный лозунг.
Отзвуком этих предсъездовских умонастроений были, например, стихи В.Кириллова, звучавшие на комсомольских вечерах и вечеринках того времени:
Мы во власти мятежного,
Пусть кричат нам: «вы
Во имя нашего Завтра –
Разрушим музеи, растопчем
с пафосом декламировали тогдашние комсомольцы.
Социально-исторические, классовые корни таких умонастроений понятны. Н.К. Крупская вспоминала, как в 90-х годах прошлого века один рабочий, ученик воскресной школы, изложив очень обстоятельно все доказательства шарообразности земли, в заключение с насмешливой улыбкой недоверчиво добавил: «Только верить этому нельзя, это баре выдумали».
Как бы наивно это ни звучало, трудящиеся прекрасно понимали, что господствующие классы всегда обладали монополией на культуру, использовали её как средство эксплуатации, всегда старались эту «культурную монополию» сохранить
Вот характерный исторический факт. Находясь в персидском походе, Александр Македонский узнал, что его учитель Аристотель обнародовал в книгах те философские беседы, что вместе они вели в тенистых рощах Миезы. Возмущённый этим обстоятельством, он прямо с похода написал: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не только могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров».
Как политический и военный лидер класса р а б о в л а д е л ь ц е в Александр прямолинейно формулирует претензии этого класса на культурную монополию… На что, ещё более культурный представитель этого класса, и д е о л о г Аристотель справедливо возражает: хотя эти учения и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы. Ведь философствование с самого начала предназначено и доступно для людей образованных, имеющих досуг. Следовательно, и поймёт эти книги лишь тот, «кому положено». Так что за монополию рабовладельцев на культуру можно и не беспокоиться.
Значит ли, однако, это, что культура рабовладельцев есть культура насквозь рабовладельческая, а культура помещиков и буржуазии – насквозь буржуазная культура?
Нет, не значит!
Думать иначе – значит оказывать плохую услугу для коммунизма. А результат будет один: либо массы останутся без культуры; либо же сама культура останется без трудящихся масс. Будет ли это результатом контрреволюционной деятельности буржуазии или «р-р-революционной» деятельности Пролеткульта (и, кстати сказать, соблазнённых им «секретарей парткома» и «профессоров научного коммунизма») - не суть важно. «Мы можем построить коммунизм лишь тогда, когда средствами буржуазной науки и техники сделаем его более доступным массам. Иначе построить коммунистическое общество нельзя», - предупреждал В.И.Ленин. «Надо же научиться ценить науку, отвергать «коммунистическое» чванство дилетантов и бюрократов», бороться против «самомнения невежества», - добавлял он
Именно отсутствие элементарной грамотности и культуры в массах порождает бюрократизм, рождает «советских сановников», у которых «ум за разум зашел»; «ротозейство», «обломовщину», «комвраньё», принижающие Советскую власть.
Вопрос о сущности человеческой культуры – он должен и в теории и на практике ставиться всегда конкретно. И именно так ставил его Владимир Ильич.
Известна его знаменитая фраза, сказанная на VII съезде Советов: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!» Санитарное состояние Страны Советов было в то время исключительно тяжёлым. Белые, отступавшие из Сибири и с Украины, оставляли страшное развитие эпидемии среди населения, распространявшейся на Красную Армию. Это грозило подорвать оборонную мощь Советского государства на всех фронтах. Под руководством Ленина были приняты срочные меры. «Он прекрасно понимал, что без культуры и самодеятельности самого населения бороться с эпидемиями очень трудно (он не раз одобрял мой лозунг «Охрана здоровья трудящихся – дело самих трудящихся»)», - вспоминает Нарком здравоохранения Семашко.
Но не только личная гигиена… Невозможна никакая культура и без элементарной всеобщей грамотности населения.
- Товарищ Ленин, не следует так горько жаловаться на безграмотность, - обратилась в одном разговоре Клара Цеткин к Владимиру Ильичу. – В некотором отношении она вам облегчила дело революции. Она предохранила мозги рабочего и крестьянина от того, чтобы быть напичканными буржуазными понятиями и воззрениями и захиреть.
- Да, это верно, - возразил Ленин. – Однако только в известных пределах или, вернее сказать, для определённого периода нашей борьбы. Безграмотность уживалась с борьбой за власть, с необходимостью разрушить старый государственный аппарат. Но разве мы разрушаем единственно ради разрушения? Мы разрушаем для того, чтобы воссоздать нечто лучшее. Безграмотность плохо уживается, совершенно не уживается с задачей восстановления. Последнее ведь, согласно Марксу, должно быть делом самих рабочих…
Однако нет культуры не только без гигиены и грамотности. Нет её и без… ХЛЕБА.
Старый литератор А.К. Воронский вспоминает: «Горький принёс с собой пачку книг, изданных им… в Берлине при содействии Советского правительства, Владимир Ильич бегло просмотрел привезённые книги, одобрил книгу о паровозах, потом взял в руки сборник древних индийских сказок. Он перелистал книгу, спросил Горького:
- По-моему, - сказал он, - это преждевременно. Горький ответил:
- Это очень хорошие сказки. – Владимир Ильич заметил:
- На это тратятся деньги. – Горький возразил Владимиру Ильичу:
- Это же очень дёшево.
- Да, но за это мы платим золотой валютой. В этом году у нас будет голод. – Мне показалось тогда, что столкнулись две ПРАВДЫ».
Так что же такое К У Л Ь Т У Р А ?
Это верно, что она п р о я в л я е т с я в способности быть сытым, в соблюдении личной гигиены, в умении писать и читать. Без всего этого её просто-напросто нет!
Но верно и другое: «на одной грамотности, - писал В.И.Ленин, - далеко не уедешь». Нам нужно громадное повышение культуры. Надо, чтобы человек на деле пользовался умением читать и писать.
Другими словами, где культура – там обязательно есть грамотность. Но там, где есть грамотность, - культура имеется вовсе не обязательно. И далеко не всегда…
И сегодня можно встретить человека, добросовестно исполняющего соответствующую культурную «функцию» или «роль». Скажем, мыслителя, педагога или артиста, но при этом не способного… ни мыслить, ни воспитывать, ни «представлять». Одно в м е с т о другого: «художество»… без воображения; «пение»…без мелоса; «логика»… без логоса – такова ему цена.!
Ведь культура – это не просто какое-либо «особенное» умение. Так сказать, «одно из многих». Нет! Культура – это умение… Уметь. В таком понимании она совпадает с творчеством. А культурный прогресс совпадает с тем, что отличает человека от животного, а именно: с развитием сущностных сил человека, с развитием человеческой личности, её самодеятельности и свободы.
Вот почему, разъясняя отличие грамотности от культуры, Ленин заключал: «Надо добиться, чтобы умение читать и писать служило бы к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это умение читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства». Вот почему в один ряд с термином «культура» Владимир Ильич ставил такие понятия, как «человечность», «полная свобода», «полное равноправие» и «интернационализм», (который не следует путать с буржуазным космополитизмом).
Культура по самой своей сути – это о б щ е е ДОСТОЯНИЕ всех л ю д е й. Тот или иной человек вступает во владение ею не потому, что он, например, интеллигент, рабочий или крестьянин, англичанин, негр, русский или китаец… Владеть ею он может лишь потому, что он – Человек.
И если в старом обществе монопольным правом на неё обладали рабовладельцы, помещики и капиталисты, то это означало, что «историю творили горстки дворян и кучки буржуазных интеллигентов при сонных и спящих массах рабочих и крестьян». Быть «рабом» – это значит, (в пределах родовой сущности человека), находится в общении с другим человеком, но «за пределами» Культуры. Или, наоборот: быть рабом – значит, (в пределах культуры), «общаться» с другими людьми, но… «за пределами» теперь уже общей им Родовой сущности.
С точки зрения мировой ПАЙДЕЙИ, во истину раб - это тот, кто, на скамье всегреческого театра мировой истории, и культуры, сидит… «как камень – на камне». То есть, говоря по Ленину, «с п и т». А на языке греческой философии этот всемирно-исторический сон носит название АПАЙДЕВСИЯ. То есть, не-ОБРАЗОВАННОСТЬ.
Вот почему возвращение культуры трудящимся массам равнозначно превращению их в самостоятельных творцов и субъектов истории; и вот почему превращение её в к о л л е к т и в н о е достояние равнозначно превращению культуры – в коммунизм.
И наоборот, перейти к уничтожению классов (т.е. объективно-принудительного, стихийно-исторического само-распределения людей на «безлюдную культурность» и /или/ «бескультурную человечность») – значит «переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне-развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют всё делать. К этому коммунизм идёт, должен идти и придёт», - утверждал Ленин.
Ленинское понимание коммунизма как п е р е х о д а к подлинному коллективизму и настоящей культуре позволяет нам сегодня яснее и четче видеть его настоящие ростки. Видеть их именно там, где «социализм, живой, творческий, есть создание самих народных масс». А коммунистический коллективизм культуры, или культурный коллективизм коммунизма, имеет место там и тогда, где и когда рядовой член социалистического общества – трудящийся человек – становится Главной Причиной, единственным инициатором своих собственных деяний. Словом, действительным творцом и субъектом истории: НАЧАЛЬНИКОМ своего НАЧАЛЬСТВА, по-простому говоря...
Читать полностью
Читать полностью
Комментариев нет:
Отправить комментарий