Если ваучеры обезличили, значит, это кому-то было нужно
20 лет назад Борис Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Есть разночтения по поводу даты судьбоносного указа. Уточняю: автограф на документе Ельцин поставил 14 августа, а спустя неделю, 21-го, он вступил в силу. Кто ж тогда знал, что с этого указа начнется отсчет черных августов новой демократической России?
А чтобы бестолковому народишку понятно было, какое счастье ему привалило на халяву от реформаторов, младой рыночный гений Чубайс заявил: ваучер, де, стоит две «Волги»! Знал, хитрец, на что бить. «Волга» была мечтой советского человека. На них в СССР обычно начальники ездили.
Я перед этим купил двенадцатилетнюю «Волгу». В Праге, где работал собкором «Комсомолки». По чешским дорогам старушка еще бегала, да и бензин там был получше. Но как вернулся на родину в 92-м, начала ломаться беспрестанно.
А тут как раз ваучеры раздавать стали. Моей семье аж ВОСЕМЬ новых «Волг» досталось. Спасибо благодетелю Чубайсу! Но автомобилями долю общенародную не выдавали, увы. Даже захудалыми «Москвичами». Ваучеры надо было выгодно вложить куда-нибудь, чтобы получить долю с фабрик, заводов, газет, пароходов и жить припеваючи. И стал я думать, гадать, как бы обернуть эти чеки в реальные ценности. За три года моей загранкомандировки на родине многое поменялось. Сама страна другой стала. И строй общественный сменился. Пытался со знакомыми посоветоваться. Но те сами ломали головы, что делать с ваучерами. Все были в полном раздрае. А время поджимало. Не вложишь ваучер - гикнется. В конце концов отдал семейную часть общенародной собственности в разрекламированный фонд «Гермес». Его начальник (фамилию запамятовал) такие горы золотые обещал, Чубайс в подметки не годился.
А сосед деревенский, Федорыч, на бутылку водки свой ваучер променял. Он в экономике кумекал. При Брежневе сельпо заведовал.
Я жалел Федорыча. Эх, сглуповал мужик! Но в глаза ему об этом не говорил, чтоб не расстраивать. Сам же ждал от «Гермеса» обещанных солидных дивидендов. Новую «Волгу» купить для начала планировал. Старую замучился ремонтировать. Но дивиденды были копеечные. А лукавый «Гермес» предложил выгодную схему: еще денежек доложи, позже на ваучеры получишь квартиру. А у меня два сына подрастают. На семейном совете решили - новая «Волга» подождет. Чай, не начальник, поезжу и на старой. Надо о жилье детям думать. Доложил денежки вдобавок к ваучерам.
А вскоре «Гермес» пропал. С моими кровными тысячами и ваучерами. Как и масса других чековых инвестиционных контор, фондов с громкими названиями, клявшихся гражданам превратить их ваучеры в золотой дождь.
Я уже с уважением думал о Федорыче. Бывший торгаш хоть бутылку получил. А я остался на бобах. На старой «Волге», да еще с убытком. Как и многие соотечественники.
Понимаю теперь: мои ваучеры вместе с миллионами других, собранных лукавыми «Гермесами», скупленных за водку, сахар и копейки у доверчивых граждан, попали в багажники «Жигулей» и всплыли на аукционах по скупке акций других гигантов советской индустрии, построенных усилиями всего народа. И концов моих ваучеров уже не найти у новых хозяев жизни типа Кахи Бендукидзе, пересевших вскоре с «Жигулей» на Мерседесы и персональные самолеты. (По легенде, Бендукидзе привез 130 тысяч ваучеров на аукцион по продаже акций «Уралмаша» именно в «Жигулях». Говорят, поднялись на ваучерах и другие будущие олигархи – Дерипаска, Фридман, Богданов и отчасти Потанин. Знали ребята, когда и куда вложить мешки обезличенных приватизационных чеков!)
Но как, как честное демократическое руководство страны смогло обвести меня вокруг пальца? Сами власти, отцы приватизации позже пеняли таким, как я, бедолагам: мол, сами виноваты, оказались неэффективными менеджерами, упустили золотых рыбок из рук. И «Волги».
- Мало кто уже помнит, знает, но в 1991-м Верховный Совет России, Съезд народных депутатов приняли закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». ( Я Илларионову поверил, но на всякий случай проверил. Сам-то не помнил, поскольку в 1991-м еще в Праге работал. Действительно, был такой закон. По нему каждый гражданин России должен был получить именной приватизационный счёт, на который зачислялись денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам! – Е.Ч.) Инициатором и одним из авторов закона был Петр Сергеевич Филиппов, председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете РФ. Когда Чубайса поставили на приватизацию в правительстве, между ним и Филипповым начались жесткие споры. В конце концов в этой борьбе Чубайс «съел» своего коллегу и соратника по питерскому клубу «Перестройка».
На мой взгляд, с именными счетами Филиппова приватизация в России проходила бы медленнее, но справедливее. И дала бы возможность многим людям принять участие в процессе при понимании ими того, что они делают. Ваучеры, акции, инвестиционные фонды - все это было новое, непонятное для подавляющего большинства народа, вышедшего из СССР. Требовались усилия и время, чтобы разобраться, что к чему. Однако новая власть выбрала тактику кавалерийского наскока: быстрей, быстрей! Чтобы никто не успел опомниться и понять, что происходит. Ускоренная приватизация оказалась для этого идеальным вариантом.
«Съев» Филиппова, Чубайс изящно провернул позже операцию по замене уже узаконенных именных счетов безымянными ваучерами. Дождался августа 1992-го, когда депутаты ушли на каникулы. И Ельцин подписал указ о ваучерах.
- В чем смысл операции?
- Тогда, согласно чрезвычайным полномочиям, данным Съездом президенту, указ Ельцина вступал в силу, если в течение одной недели его не отвергал Верховный Совет. За неделю вызвать депутатов с каникул в Москву голосовать против ваучеров было физически невозможно. На это и рассчитывал Чубайс. Так ловким приемом принципиально были изменены идеология приватизации и ее законодательство.
Когда осенью депутаты вернулись в столицу, они поняли, как цинично обманула и оскорбила их исполнительная власть – правительство и президент, которым они предоставили чрезвычайные полномочия. Но было уже поздно. В любой демократической стране такие действия были бы расценены как тяжелейшее преступление против конституционного строя и привели бы к немедленной отставке виновных. Но только не в России.
Только сейчас появились т.н. «объяснения». Мол, Сбербанк тогда не был готов к введению именных приватизационных вкладов, поскольку технически это было сложно делать. Но технические сложности - не основание для нарушения закона. Сложно сделать за год? Делайте три года. Кто вас торопил? В Польше массовую приватизацию стали проводить через 6-7 лет после начала реформ. В Китае после 30 с лишним лет реформ массовая приватизация до сих пор не начата. И, кажется, нельзя сказать, что реформы и там и там оказались неудачными. Скорее, наоборот.
- И где сейчас Китай и где Россия в экономике? Небо и земля.
- Закон есть закон. А ложь и обман – из другого репертуара. Они лучше всего демонстрируют, какой была сущность людей, проводивших приватизацию.
Обратите внимание на дату введения ваучеров и начала ваучерной приватизации - 1992 год. Сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены. У подавляющего большинства народа не осталось средств для участия в приватизации. Они стали нищими. Отказавшись от какой-либо компенсации вкладов в Сбербанке, Гайдар показал: частная собственность граждан для него не значит ничего. Это была его принципиальная мировоззренческая позиция, не имевшая ничего общего ни с либерализмом, ни с приверженностью элементарному правопорядку, защищающим частную собственность. Вклады граждан – это частная собственность. Они были у десятков миллионов граждан. Эту частную собственность ликвидировал ряд правительств – не только гайдаровское. Но легализовал ее уничтожение, отказавшись от каких-либо компенсаций, Гайдар. Отказавшись от признания внутреннего государственного долга (вклады в Сбербанке), Гайдар одновременно признал внешний государственный долг, тем самым продемонстрировав двойной подход к двум группам кредиторов российского государства и свои преференции.
- Фактически был нанесен удар по огромному слою народа, будущему среднему классу. Который считается опорой любого демократического государства. И не все после этого удара поднялись.
- Увы, так и было. Плюс дикая инфляция в 1992-м и последующие годы. В этот момент и стала проводиться приватизация. Возникает вопрос: не потому ли так торопился Чубайс, что прежние сбережения большинства населения были уничтожены, а новые - создаваемые в новых условиях – еще не появились? Если бы проводить приватизацию несколько лет спустя, как это сделали в Польше, то были бы другие собственники. Похоже, что момент и способ приватизации, фантастический цинизм, которым она сопровождалась, немало говорит о том, кто ее проводил и для чего.»
«АНАЛИЗ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ». (Приведу лишь короткие выдержки.)
«Первого июля 1994 г. завершился период чековой приватизации в РФ. Государственная Дума в своем постановлении №378-1 от 9 декабря 1994 г. признала его итоги неудовлетворительными. Прежде всего, это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий – 1650 млрд руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз… Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым реальным владельцам за бесценок. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд долл. были фактически проданы за бесценок – около 7,2 млрд долл. США.
По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Начальник Отдела писем и приема граждан Администрации Президента России М.А.Миронов (исх. А4-8353 от 22.11.94) указал на основе анализа 4200 писем, что во многих письмах, касающихся темы приватизации, звучат выражения типа «очередной обман».
«Лотерейная» специфика избранного в России варианта «ваучерной» приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не приведя к формированию рациональной корпоративной структуры, сформировала у большинства населения устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не столько наделили собственностью, сколько как раз экспроприировали.
Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями и в Центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Многочисленные перекосы в процессе ее форсированного проведения, не обусловленного Законом о приватизации, существенно подорвали основы российской государственности, ослабили национальную безопасность.»
Автор секретной записки, новый глава Госкомимущества Владимир Полеванов, сменивший ушедшего на повышение Чубайса, предлагал Черномырдину воздержаться от форсированного проведения второго этапа, а создать прежде комиссию по анализу и исправлению допущенных просчетов первого этапа. И поручить кураторство Госкомимущества, занимавшегося приватизацией, другому человеку. «Поскольку большая часть ответственности за упущения I этапа лежит на Первом Заместителе Председателя Правительства А.Б.Чубайсе, он объективно не заинтересован в искоренении недостатков и будет пытаться проводить прежнюю, во многом дискредитировавшую себя линию в области приватизации.»
Записка премьеру ушла 18 января 1995 года. А через неделю уволили самого Полеванова. Чтоб не путался под ногами у Чубайса и других «прихватизаторов.» И трех месяцев не пробыл он во главе Госкомимущества. Хотя сам Ельцин поставил Амурского губернатора, далекого от московских игр, на этот важный пост.
- Формальные показатели ваучерной приватизации впечатляли, – вспоминает Владимир Полеванов. – Около 60 процентов отечественных предприятий к концу 1994г. стали негосударственными, 40 миллионов россиян – акционеры. По массовости Россия заметно обогнала страны бывшего соцлагеря – я специально заказывал анализ. В той же Польше, где “рыночный менталитет” был куда выше нашего, за три года приватизировали лишь 30 процентов госпредприятий, в Венгрии – не более 20. Кстати, у бывших братьев по соцлагерю ваучеры с самого начала были именными, в них закладывалась реальная, а не символическая стоимость имущества. Поэтому менять их на бутылку водки или килограмм сахара никому и в голову не приходило. А у нас именно так очень многие, если не большинство «акционеров», распорядились своими чеками.
Но что стояло за высокими темпами и невиданными масштабами российской приватизации? Госимущество продавалось фактически за бесценок. Лихорадочно. Своим. В нарушение даже тех убогих законов, которые тогда были. »
Вскоре начались пресловутые «залоговые аукционы», отдававшие в руки олигархов за бесценок жемчужины советской промышленности типа «Норникеля». Народ в них уже не участвовал даже формально. Указ про эти аукционы Ельцин тоже подписал в августе. 1995 года. Затем последовала властная финансовая пирамида ГКО, дефолт в августе 98-го. И много чего еще…
Как-то бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев сказал мне, мол, главная причина расстрела Ельциным Белого дома в 1993-м – не допустить отмены парламентом ваучеров и возвращения именных счетов. Признаться, я тогда не поверил своему бывшему главному редактору, бравшему меня на работу в «Комсомолку». Простите, Геннадий Николаевич! Теперь, после встреч с Илларионовым, Полевановым, верю.
А вот многочисленным заявлениям реформаторов, что они спешили с приватизацией, закрывали глаза на ее нечестность лишь потому, что боялись реванша коммунистов – не верю. Это такое же лукавство, как две «Волги» за ваучер. Если трезво проанализировать ход «демократических реформ», которые проводились якобы для создания в России многочисленного и могучего слоя собственников, среднего класса, то увидим на деле совсем иную картину.
Те реформы устроили ради того, чтобы всенародная собственность, унаследованная от СССР, поскорее перекочевала за гроши к узкой группе продвинутой коммунистической номенклатуры, которой советская идеология мешала жить как на Западе. Плюс обслуживавшим ее представителям спецслужб и назначенным олигархам, которых в народе прозвали «кошельки Семьи».
Недавно блеснула надежда, что справедливость, пусть и с запозданием, восторжествует наконец. Обещали взять налог с тех, кто нажился на неправедной приватизации. Как в Англии после приватизации мадам Тэтчер. Планировали ввести налог на роскошь для новых хозяев жизни. Стращали также уголовными статьями энергетиков – птенцов Чубайса, спрятавших капиталы в оффшорах. Мы поверили, проголосовали за справедливость. А после выборов на «приватизационном налоге» власти поставили крест. Про обещанные посадки птенцов Анатолия Борисыча тоже не слыхать. А налог на роскошь для нуворишей, похоже, обернется налогом на недвижимость, который ударит в основном по простым владельцам квартир и домов. Жизнь продолжается.
А начало процессу сказочного обогащения продвинутой коммунистической номенклатуры положил 20 лет назад лукавый указ Ельцина о безымянных ваучерах, отменивший закон об именных приватизационных счетах.
Источник
Философские тревоги.
Есть разночтения по поводу даты судьбоносного указа. Уточняю: автограф на документе Ельцин поставил 14 августа, а спустя неделю, 21-го, он вступил в силу. Кто ж тогда знал, что с этого указа начнется отсчет черных августов новой демократической России?
ПО ДВЕ «ВОЛГИ» В РУКИ!
Хорошо помню то время. Нам говорили, что россияне, наконец, станут собственниками. На деле, а не на словах, как при коммунистах. Для этого всю общенародную госсобственность новая демократическая власть оценила. И поделила между всеми жителями от мала до велика. На гражданина РФ пришлось по 10 тысяч тогдашних рублей. Однако вместо денег каждому вручили красивую хрустящую бумажку на эту сумму. Приватизационный чек, названный на польский манер ваучером. Не бесплатно, между прочим. За ваучер пришлось платить 25 рубликов. Мелочь, конечно, на фоне десяти тысяч. Но в масштабах страны…А чтобы бестолковому народишку понятно было, какое счастье ему привалило на халяву от реформаторов, младой рыночный гений Чубайс заявил: ваучер, де, стоит две «Волги»! Знал, хитрец, на что бить. «Волга» была мечтой советского человека. На них в СССР обычно начальники ездили.
Я перед этим купил двенадцатилетнюю «Волгу». В Праге, где работал собкором «Комсомолки». По чешским дорогам старушка еще бегала, да и бензин там был получше. Но как вернулся на родину в 92-м, начала ломаться беспрестанно.
А тут как раз ваучеры раздавать стали. Моей семье аж ВОСЕМЬ новых «Волг» досталось. Спасибо благодетелю Чубайсу! Но автомобилями долю общенародную не выдавали, увы. Даже захудалыми «Москвичами». Ваучеры надо было выгодно вложить куда-нибудь, чтобы получить долю с фабрик, заводов, газет, пароходов и жить припеваючи. И стал я думать, гадать, как бы обернуть эти чеки в реальные ценности. За три года моей загранкомандировки на родине многое поменялось. Сама страна другой стала. И строй общественный сменился. Пытался со знакомыми посоветоваться. Но те сами ломали головы, что делать с ваучерами. Все были в полном раздрае. А время поджимало. Не вложишь ваучер - гикнется. В конце концов отдал семейную часть общенародной собственности в разрекламированный фонд «Гермес». Его начальник (фамилию запамятовал) такие горы золотые обещал, Чубайс в подметки не годился.
А сосед деревенский, Федорыч, на бутылку водки свой ваучер променял. Он в экономике кумекал. При Брежневе сельпо заведовал.
Я жалел Федорыча. Эх, сглуповал мужик! Но в глаза ему об этом не говорил, чтоб не расстраивать. Сам же ждал от «Гермеса» обещанных солидных дивидендов. Новую «Волгу» купить для начала планировал. Старую замучился ремонтировать. Но дивиденды были копеечные. А лукавый «Гермес» предложил выгодную схему: еще денежек доложи, позже на ваучеры получишь квартиру. А у меня два сына подрастают. На семейном совете решили - новая «Волга» подождет. Чай, не начальник, поезжу и на старой. Надо о жилье детям думать. Доложил денежки вдобавок к ваучерам.
А вскоре «Гермес» пропал. С моими кровными тысячами и ваучерами. Как и масса других чековых инвестиционных контор, фондов с громкими названиями, клявшихся гражданам превратить их ваучеры в золотой дождь.
Я уже с уважением думал о Федорыче. Бывший торгаш хоть бутылку получил. А я остался на бобах. На старой «Волге», да еще с убытком. Как и многие соотечественники.
Понимаю теперь: мои ваучеры вместе с миллионами других, собранных лукавыми «Гермесами», скупленных за водку, сахар и копейки у доверчивых граждан, попали в багажники «Жигулей» и всплыли на аукционах по скупке акций других гигантов советской индустрии, построенных усилиями всего народа. И концов моих ваучеров уже не найти у новых хозяев жизни типа Кахи Бендукидзе, пересевших вскоре с «Жигулей» на Мерседесы и персональные самолеты. (По легенде, Бендукидзе привез 130 тысяч ваучеров на аукцион по продаже акций «Уралмаша» именно в «Жигулях». Говорят, поднялись на ваучерах и другие будущие олигархи – Дерипаска, Фридман, Богданов и отчасти Потанин. Знали ребята, когда и куда вложить мешки обезличенных приватизационных чеков!)
Но как, как честное демократическое руководство страны смогло обвести меня вокруг пальца? Сами власти, отцы приватизации позже пеняли таким, как я, бедолагам: мол, сами виноваты, оказались неэффективными менеджерами, упустили золотых рыбок из рук. И «Волги».
ДАЕШЬ УСКОРЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ!
И лишь недавно известный экономист Андрей Илларионов, хорошо знающий либерально-реформаторскую кухню, толково объяснил бестолковому журналисту, почему я со своими ваучерами остался у разбитого корыта.- Мало кто уже помнит, знает, но в 1991-м Верховный Совет России, Съезд народных депутатов приняли закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». ( Я Илларионову поверил, но на всякий случай проверил. Сам-то не помнил, поскольку в 1991-м еще в Праге работал. Действительно, был такой закон. По нему каждый гражданин России должен был получить именной приватизационный счёт, на который зачислялись денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам! – Е.Ч.) Инициатором и одним из авторов закона был Петр Сергеевич Филиппов, председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете РФ. Когда Чубайса поставили на приватизацию в правительстве, между ним и Филипповым начались жесткие споры. В конце концов в этой борьбе Чубайс «съел» своего коллегу и соратника по питерскому клубу «Перестройка».
На мой взгляд, с именными счетами Филиппова приватизация в России проходила бы медленнее, но справедливее. И дала бы возможность многим людям принять участие в процессе при понимании ими того, что они делают. Ваучеры, акции, инвестиционные фонды - все это было новое, непонятное для подавляющего большинства народа, вышедшего из СССР. Требовались усилия и время, чтобы разобраться, что к чему. Однако новая власть выбрала тактику кавалерийского наскока: быстрей, быстрей! Чтобы никто не успел опомниться и понять, что происходит. Ускоренная приватизация оказалась для этого идеальным вариантом.
«Съев» Филиппова, Чубайс изящно провернул позже операцию по замене уже узаконенных именных счетов безымянными ваучерами. Дождался августа 1992-го, когда депутаты ушли на каникулы. И Ельцин подписал указ о ваучерах.
- В чем смысл операции?
- Тогда, согласно чрезвычайным полномочиям, данным Съездом президенту, указ Ельцина вступал в силу, если в течение одной недели его не отвергал Верховный Совет. За неделю вызвать депутатов с каникул в Москву голосовать против ваучеров было физически невозможно. На это и рассчитывал Чубайс. Так ловким приемом принципиально были изменены идеология приватизации и ее законодательство.
Когда осенью депутаты вернулись в столицу, они поняли, как цинично обманула и оскорбила их исполнительная власть – правительство и президент, которым они предоставили чрезвычайные полномочия. Но было уже поздно. В любой демократической стране такие действия были бы расценены как тяжелейшее преступление против конституционного строя и привели бы к немедленной отставке виновных. Но только не в России.
Только сейчас появились т.н. «объяснения». Мол, Сбербанк тогда не был готов к введению именных приватизационных вкладов, поскольку технически это было сложно делать. Но технические сложности - не основание для нарушения закона. Сложно сделать за год? Делайте три года. Кто вас торопил? В Польше массовую приватизацию стали проводить через 6-7 лет после начала реформ. В Китае после 30 с лишним лет реформ массовая приватизация до сих пор не начата. И, кажется, нельзя сказать, что реформы и там и там оказались неудачными. Скорее, наоборот.
- И где сейчас Китай и где Россия в экономике? Небо и земля.
- Закон есть закон. А ложь и обман – из другого репертуара. Они лучше всего демонстрируют, какой была сущность людей, проводивших приватизацию.
Обратите внимание на дату введения ваучеров и начала ваучерной приватизации - 1992 год. Сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены. У подавляющего большинства народа не осталось средств для участия в приватизации. Они стали нищими. Отказавшись от какой-либо компенсации вкладов в Сбербанке, Гайдар показал: частная собственность граждан для него не значит ничего. Это была его принципиальная мировоззренческая позиция, не имевшая ничего общего ни с либерализмом, ни с приверженностью элементарному правопорядку, защищающим частную собственность. Вклады граждан – это частная собственность. Они были у десятков миллионов граждан. Эту частную собственность ликвидировал ряд правительств – не только гайдаровское. Но легализовал ее уничтожение, отказавшись от каких-либо компенсаций, Гайдар. Отказавшись от признания внутреннего государственного долга (вклады в Сбербанке), Гайдар одновременно признал внешний государственный долг, тем самым продемонстрировав двойной подход к двум группам кредиторов российского государства и свои преференции.
- Фактически был нанесен удар по огромному слою народа, будущему среднему классу. Который считается опорой любого демократического государства. И не все после этого удара поднялись.
- Увы, так и было. Плюс дикая инфляция в 1992-м и последующие годы. В этот момент и стала проводиться приватизация. Возникает вопрос: не потому ли так торопился Чубайс, что прежние сбережения большинства населения были уничтожены, а новые - создаваемые в новых условиях – еще не появились? Если бы проводить приватизацию несколько лет спустя, как это сделали в Польше, то были бы другие собственники. Похоже, что момент и способ приватизации, фантастический цинизм, которым она сопровождалась, немало говорит о том, кто ее проводил и для чего.»
ЗАВОД ЗА ГРОШ
Для чего проводилась ускоренная ваучерная приватизация, мне стало ясно при чтении секретной записки, направленной тогдашнему председателю Правительства РФ В.С.ЧЕРНОМЫРДИНУ.«АНАЛИЗ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ». (Приведу лишь короткие выдержки.)
«Первого июля 1994 г. завершился период чековой приватизации в РФ. Государственная Дума в своем постановлении №378-1 от 9 декабря 1994 г. признала его итоги неудовлетворительными. Прежде всего, это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий – 1650 млрд руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз… Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым реальным владельцам за бесценок. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд долл. были фактически проданы за бесценок – около 7,2 млрд долл. США.
По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Начальник Отдела писем и приема граждан Администрации Президента России М.А.Миронов (исх. А4-8353 от 22.11.94) указал на основе анализа 4200 писем, что во многих письмах, касающихся темы приватизации, звучат выражения типа «очередной обман».
«Лотерейная» специфика избранного в России варианта «ваучерной» приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не приведя к формированию рациональной корпоративной структуры, сформировала у большинства населения устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не столько наделили собственностью, сколько как раз экспроприировали.
Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями и в Центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Многочисленные перекосы в процессе ее форсированного проведения, не обусловленного Законом о приватизации, существенно подорвали основы российской государственности, ослабили национальную безопасность.»
Автор секретной записки, новый глава Госкомимущества Владимир Полеванов, сменивший ушедшего на повышение Чубайса, предлагал Черномырдину воздержаться от форсированного проведения второго этапа, а создать прежде комиссию по анализу и исправлению допущенных просчетов первого этапа. И поручить кураторство Госкомимущества, занимавшегося приватизацией, другому человеку. «Поскольку большая часть ответственности за упущения I этапа лежит на Первом Заместителе Председателя Правительства А.Б.Чубайсе, он объективно не заинтересован в искоренении недостатков и будет пытаться проводить прежнюю, во многом дискредитировавшую себя линию в области приватизации.»
Записка премьеру ушла 18 января 1995 года. А через неделю уволили самого Полеванова. Чтоб не путался под ногами у Чубайса и других «прихватизаторов.» И трех месяцев не пробыл он во главе Госкомимущества. Хотя сам Ельцин поставил Амурского губернатора, далекого от московских игр, на этот важный пост.
- Формальные показатели ваучерной приватизации впечатляли, – вспоминает Владимир Полеванов. – Около 60 процентов отечественных предприятий к концу 1994г. стали негосударственными, 40 миллионов россиян – акционеры. По массовости Россия заметно обогнала страны бывшего соцлагеря – я специально заказывал анализ. В той же Польше, где “рыночный менталитет” был куда выше нашего, за три года приватизировали лишь 30 процентов госпредприятий, в Венгрии – не более 20. Кстати, у бывших братьев по соцлагерю ваучеры с самого начала были именными, в них закладывалась реальная, а не символическая стоимость имущества. Поэтому менять их на бутылку водки или килограмм сахара никому и в голову не приходило. А у нас именно так очень многие, если не большинство «акционеров», распорядились своими чеками.
Но что стояло за высокими темпами и невиданными масштабами российской приватизации? Госимущество продавалось фактически за бесценок. Лихорадочно. Своим. В нарушение даже тех убогих законов, которые тогда были. »
Вскоре начались пресловутые «залоговые аукционы», отдававшие в руки олигархов за бесценок жемчужины советской промышленности типа «Норникеля». Народ в них уже не участвовал даже формально. Указ про эти аукционы Ельцин тоже подписал в августе. 1995 года. Затем последовала властная финансовая пирамида ГКО, дефолт в августе 98-го. И много чего еще…
Как-то бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев сказал мне, мол, главная причина расстрела Ельциным Белого дома в 1993-м – не допустить отмены парламентом ваучеров и возвращения именных счетов. Признаться, я тогда не поверил своему бывшему главному редактору, бравшему меня на работу в «Комсомолку». Простите, Геннадий Николаевич! Теперь, после встреч с Илларионовым, Полевановым, верю.
А вот многочисленным заявлениям реформаторов, что они спешили с приватизацией, закрывали глаза на ее нечестность лишь потому, что боялись реванша коммунистов – не верю. Это такое же лукавство, как две «Волги» за ваучер. Если трезво проанализировать ход «демократических реформ», которые проводились якобы для создания в России многочисленного и могучего слоя собственников, среднего класса, то увидим на деле совсем иную картину.
Те реформы устроили ради того, чтобы всенародная собственность, унаследованная от СССР, поскорее перекочевала за гроши к узкой группе продвинутой коммунистической номенклатуры, которой советская идеология мешала жить как на Западе. Плюс обслуживавшим ее представителям спецслужб и назначенным олигархам, которых в народе прозвали «кошельки Семьи».
Недавно блеснула надежда, что справедливость, пусть и с запозданием, восторжествует наконец. Обещали взять налог с тех, кто нажился на неправедной приватизации. Как в Англии после приватизации мадам Тэтчер. Планировали ввести налог на роскошь для новых хозяев жизни. Стращали также уголовными статьями энергетиков – птенцов Чубайса, спрятавших капиталы в оффшорах. Мы поверили, проголосовали за справедливость. А после выборов на «приватизационном налоге» власти поставили крест. Про обещанные посадки птенцов Анатолия Борисыча тоже не слыхать. А налог на роскошь для нуворишей, похоже, обернется налогом на недвижимость, который ударит в основном по простым владельцам квартир и домов. Жизнь продолжается.
А начало процессу сказочного обогащения продвинутой коммунистической номенклатуры положил 20 лет назад лукавый указ Ельцина о безымянных ваучерах, отменивший закон об именных приватизационных счетах.
Источник
Философские тревоги.
ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Двигателем перестройки стали «движущие силы» Застоя.
Трезвые люди и честные граждане поняли это уже давным-давно. Ещё когда вместо живых прохиндеев-современников газеты стали лягать мертвого Сталина…
Но кто же они, эти движущие силы застоя?
Сила эта – наш старый знакомый хозяин жизни, всем знакомая бюрократия (не путать со служащими и работниками административно-государственного аппарата!). Она, как все проникающий злой Демон, меняет обличья, сбрасывает старую, послужившую ей политическую шкуру, напяливая на себя другую.
Вот её семилетний «гардероб»: вначале она была «коммунисткой» на почве антидемократии и антипатриотизма в рамках СССР. Затем – «демократкой» на почве антикоммунизма и антипатриотизма в условиях его развала. А теперь бюрократия стала вдруг «патриоткой» с примесью демократической риторики и яростного антикоммунизма в новых рамках «суверенных государств».
По меткому определению писателя Бориса Олейника, такие люди – это «коммутанты». То есть, не люди, а биологический вид…
Народ же, если он не «охлос», обязательно уважает Государство, без которого люди неизбежно превращаются в обезьян.
С началом объявленной перестройки народ ожидал, что государственная собственность, которую буквально «облепила» бюрократия, рекрутированная из рядов «советской интеллигенции», будет фактически передана своему юридическому собственнику. Кто же он? Да, крестьянин, вырастивший хлеб на полях Родины, рабочий, который не делает брака, и интеллигент, который НЕ ВРЁТ, а мыслит вместе с рабочими и крестьянами.
Ибо монополии на мышление – нет ни у кого!
Вопрос: что же, для оправдания этих ожиданий народа, нужно было сделать? Разберёмся.
Из личного жизненного опыта каждый знает: сплошь да рядом в трудовом коллективе человека наказывали не за то, что он плохо работает, а именно за то, что он работает (или страстно желает работать) именно хорошо. Избавляясь от хорошего работника за то, что он самим фактом своего существования обнажает фактическое безделье своего начальства, бюрократия расправлялась с ним при помощи государства. Это – трудовое законодательство, должностные инструкции, партком и профком. Услужливое «общественное мнение» коллектива нередко подводило под это административное хулиганство, так сказать, «моральную базу»: за неуживчивость принципиального изгнать!
Что же должно было сделать наше Общество ещё в 1985 году?
Во-первых, «оживить» и резко активизировать до сих пор ещё мёртвую статью 139* УК РСФСР (преследование за критику). Это помогло бы значительно и надежно уравнять шансы победы в борьбе принципиального работника (= члена общества!), вообще честного человека с «административным хулиганством» его начальника-бюрократа. Честное Государство – против «бесчестного государства», проще говоря…
И, во-вторых, нужно было «перевернуть» главное производственно-юридическое отношение в самом трудовом коллективе, т.е. в сфере государственной собственности. А именно: вместо найма работников (они же – граждане Государства) администрацией перейти к найму администрации – Трудовым Коллективом, т.е. работниками непосредственного труда.
А такие настойчивые попытки трудящихся, просаботированные, однако, парткомами КПСС, были.
Ах, так! Захотели лишить меня частной собственности на государство? Вот вам всем! – пообещала Бюрократия и… государство СССР разрушила, обрекая всех нас на превращение в обезьян.
- Обезьянничайте на «западный манер», - посоветовали её идеологи, местные и иностранные, - и вы войдёте в цивилизованное пространство.
Как будто к «цивилизованному пространству» не относятся психиатрическая больница, общественный сортир, загородная свалка или… тюрьма.
Совет, однако, был принят. И вот теперь - ВАУЧЕРЫ.
Что же они такое? Это – символы собственности вместо самой собственности.
Ваучер – это расписка, которую бюрократии и коммутантам должны дать люди в том, что за разрушенное у них государство, народ её не станет судить.
Взял ваучер – и взятки гладки!
И никаких претензий больше предъявлять не моги…
А. КАЗАКОВ, член рабочего философского клуба
им. Иосифа Дицгена.
Екатеринбург.
«РИТМ», № 108 (11751), суббота, 3 октября 1992 года. Тираж 5460.
«ГЛАСНОСТЬ», № 6 (132), 11 – 17 февраля 1993 г. Тираж 132.000.
«УРАЛЬСКАЯ ГАЗЕТА», № 30, октябрь 1993 г. Тираж 13.000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий