Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?
Буквально-то речь о том, что «мы» и «детство» – это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.
Подумаешь! Что за тривиальность! – наверняка скажет кто-нибудь. Тоже мне, Америку открыли.
…Такой «разоблачитель тривиальностей», однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято!
При этом отчаянно и злонамеренно путая «понятия» и «слова». Однако, как
учил величайший разоблачитель пресловутой «житейской мудрости» Г.Гегель
(1770-1831), «не все известное и знакомое является понятым». Ибо нельзя
путать понятия и «представления»! Особенно людям, получающим образование…
Между тем, если такие вещи как «мы» и «дети» принадлежат логически одному роду, то вот «слова» и «понятия» - это совершенно разные роды вещей.
К
слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих,
заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в
поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!)
обнаружат среди них своих вчерашних… «сыночков», «внучиков» и «унучек»,
которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили по
детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то все
хорошо, детишки сделали карьеру, «неперспективные» старики
впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если
это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши
мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней…
Итак,
перед лицом теории познания, наша одно-родность с Детством означает,
что все те, кто именуются словами «взрослые» или «мы», видят себя в
детстве как… в зеркале. Причем отражение свое в нем мы обнаруживаем как
отражение истинное , беспристрастное, правдивое, а не какое-либо
еще. Даже и тогда, когда оно обрушивается на нас со всей своей
беспощадно разоблачающей беспристрастностью.
Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ – это ДУРНЫЕ ДЕТИ!
Кстати,
человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его
главного персонажа: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То
есть, если ты кичишься своей «взрослостью» перед детством, то небесного
царства Истины не видать тебе, как своих ушей…
С
полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, педагогическая
и родительская общественность страны ответственно и продуктивно
поработала в составе секции «Софиология детства» на II Российском
философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском измерении»,
который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее непосредственный
результат – РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: «НАУКА УРАЛА»,
декабрь 1999,№ 23), посредством которой все наше общество, а особенно
Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.
…На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием «Прометей и люди»:
«Прометей
по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс,
что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть
животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось
так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий,
но душу под ним сохранили зверообразную».
С
тех пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд
переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и
горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа
мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой
философии, где раз за разом ее Гении и Герои – Сократ, Платон и
В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и
Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков;
Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и
Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев – все они раз за разом
неустанно предупреждали людей: не путайте «вид» и сущность. Ибо за
обликом Человека порой скрывается… социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!
Эта
вездесущая и зловредная «животина» каждому из нас хорошо известна в
виде так называемого «бюрократа». Проницательной педагогике она известна
под видом «взрослых». Мыслящая общественность знает ее в качестве
«карьериста». А подлинной науке и настоящему Образованию они известны
под названием «тупого доцента» и «ученого дурака».
О первом из них сказал русский поэт XVIII века:
Наукой ум на то печемся мы питать
Из глупого скота, чтоб человеком стать.
А ты на то провел в ней лучшие дни века,
Чтоб сделаться тебе скотом из человека.
А о втором – Гете:
…Коль недочет в понятиях случится,
Их можно словом заменить…
Так
что у этих Прометеевых «недоделок» есть даже своя «философия» – так
называемый п о з и т и в и з м. «Философия словестного паразитирования
на результатах чужого умственного труда» – назвал ее классик
отечественной философии второй половины XX века Э.В.Ильенков
(1924-1979). Она даже обеспечила себе надежную прописку в философских
учебниках и кафедрах. Ничуть не противореча основным правилам защиты
диссертаций, а скорее даже и наоборот…
Плохо
ли это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в обнаружении
«божественных недоделок», нас ждет наказание. А именно: если ты не
отличаешь человека от социального животного, то сколько уважения,
послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же ты о т н я л
у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, наконец, у
самого себя…
Что же жалуешься, когда эта
кичливая орда, это «социальное стадо» разом бросается на тебя, превращая
жизнь твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: быть палачем и
мучителем самого себя.
Такую жизненную ошибку
мировая философия давным-давно определила как с о ф и с т и к у. А
Резолюция философского конгресса определила ее для нашего времени как «с
о ц и о л о г и з м».
«Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.
И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ – К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!»- сказано в ней.
Кстати
сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили… в Кавказских
минеральных водах в 2001 году. Так в программе философско-педагогических
Чтений (общество «ЗНАНИЕ» г. Ессентуки) буквально сказано следующее:
РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не
случайно. Проще говоря, чтобы сформировать гармонию в душе ребенка,
педагог, родитель и вообще взрослый, прежде всего, обязаны навести
должный порядок в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту «тень» за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, «помощи» и… бюджетных средств.
Греческий язык как язык всех (живших, еще не родившихся и уж, конечно, ныне живущих) умных людей по самой сути своей призван вскрыть и разоблачить эту ложную и паразитическую общественную связь. От хаоса – к «Космосу»! – собственно говоря. Ведь он есть язык с о ф и и…
…София ( sojia ) по-гречески, значит мудрость.
Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины
«фило-софия» означает, как известно, любовь к мудрости. А слово
«софистика» – зло-употребление ею. Если любовь эта избежит
злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает «софио-логию».
Так что, софиология – это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.
Скажем еще иначе: любовь человека к софии – дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого – дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику…
Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.
Резолюция
конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии (т.е.
живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно, то
вот на так называемой «к а ф е д р е» дело, увы, обстоит как раз
наоборот…
Социологизм (и его всевозможные
вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете
греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и
неразоблачаемы в зеркале общераспространенного «птичьего языка»
современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и «дурных
детей»…
Все они, слившись в экстазе взаимного
«щебетания», соучаствуют в организации репрессий против детства
современной России. Против Истины и ее живого академического
самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и
специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой… С
«ученым видом знатока» она совершает целый ряд софиститческих
фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.
А именно: образование подменяет… «социализацией»; обучение… «просвещением»; воспитание… «адаптацией».
Общественное
бытие подменяется… «окружающей средой»; смысл – «значением»; знание –
«информацией»; Логика – «логистикой»; психология – «психо-гогией»;
социология – «социо-доксией»; место человека в Жизни подменяет…
«материальным положением», а софио-генез личности подменяет… социо-,
сомато- и психо-генезом.
Коронный номер этой
«софистики-социологизма» является тотальная подмена зрелости –
«взрослостью», в благотворности которой она триумфально убедила
буквально всех.
И что же?
Дело
в том, что Истина – это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или
иначе: обманщик – это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем
обмануть-то он должен себя… сам!
…Каждый
знает, что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая
состоявшаяся педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. На
самом деле ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать
зрелым, но говорю – «взрослым». Что же, ему позволительно и это – не
беда.
Однако, социальные животные тут как тут.
Не состоявшись как л ю д и, они ищут паспортизации своей
«человечности»… у детей: да, да! – кудахчут они. Стремитесь к
взрослости, станьте «социальными», шарахайтесь от зрелости, будьте как
мы! Ведь взрослость – это хорошо!
А детство… Плохо?!
Так
в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против
детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.
Вот одно из них.
…
В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40%
младших школьников собирались в «особые» классы с диагнозом «ЗПР».
Задержка психического развития – это диагноз, который педагоги-взрослые
ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной
(обычной) школы, за границу нормальных, «обычных» (т.е. успешных по
жизни) детей.
Так считается…
Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!
На
самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для
образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно
отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший
школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на
деле предлагают… социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман…
И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.
- Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! – говорят они.
Однако,
«по-плохому» дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость,
увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не
дано.
Резолюция философского конгресса ясно
дает нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей есть
вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого слова
– оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я РЕВОЛЮЦИЯ.
То есть, та беззаветная борьба за Истину, которую самоотверженно (и пока
безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо нас.
За
то, что школа изгнала детство из пределов образования, дети в ответ
оставляют школу (эту институцию мира взрослых) за границами детства.
Миллионы детей (по разным данным от 2 до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.
Официальный диагноз «ЗПР» – это месть,
к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир
современных «социальных животных», маскирующих себя под вывеской
«взрослый мир». Аморальную «легальность» которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.
… Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа.
Высшая школа – это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны
софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не
института «взрослости»!) она подчинена закону: образование должно быть
не высшим, а… полным. И, как авторитетно свидетельствует
Резолюция конгресса, ее священный долг перед «системой духовного
производства Истины и Человека» ее главнейшая обязанность - «логическая
реставрация» народного образования и академической жизни Урала – так до
сих пор абсолютно и не решена.
Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.
Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества»
14 мая 2003, г. Екатеринбург, Центр культуры и искусств «Верх-Исетский»
Комментариев нет:
Отправить комментарий